Новости Северодвинска и Архангельской области

«Киев бомбили, нам объявили, что началася война…»

03.05.2012
Изменить размер шрифта
Какими были первые дни Великой Отечественной в Молотовске

Совершенно точно - многие обстоятельства 22 июня 1941 года в Молотовске уже не восстановить. В дальнем прошлом об этом много не говорили, в 70-80-х краеведы отчего-то не проявили интереса к этой теме, а теперь уж и время ушло. Вместе с людьми, которые, думается, запомнили этот день на всю жизнь. Теперь вот имеем дело с осколками истории. Все это достойно горького сожаления. 

Фотограф Кошкин
Преподаватель Борис Иванович Кошкин имел довольно редкое по тем временам увлечение любительской фотографией. Во-первых, она считалась достаточно дорогим удовольствием, так как и сама аппаратура, и обязательные к ней принадлежности стоили недешево. Во-вторых, возиться с растворами химикатов, проявкой и печатью снимков на бумаге, тоже, кстати, дефицитной и дорогой, было делом хлопотным. 

Днем, когда по радио объявили о нападении Германии на Советский Союз, Борис Иванович вышел на балкон своего деревянного дома по Беломорскому проспекту и сделал снимки, одному из которых через много лет суждено было навсегда войти в историю Северодвинска. 
До войны фотографы в Молотовске почти не появлялись, а если такое случалось, то привлекали всеобщее внимание, тем паче – сотрудников НКВД. Признаться, меня в свое время долго донимала мысль: вот уж и войну объявили, а тут Кошкин с фотоаппаратом… При всеобщей подозрительности того времени как не угодил он во вражеские шпионы? 

Почетный гражданин Северодвинска Лидия Ивановна Черняева хорошо знала и Бориса Ивановича, и его супругу. Она и пояснила: 
- Все были в таком шоке, даже в прострации, что на человеке с фотоаппаратом даже те, кто его видел, не заострили внимания. Просто было не до того… 

«Секреты» и манжеты
Впервые данные о воинских частях, которые были призваны защищать Молотовск от фашистов, опубликовал в открытой печати ветеран войны ныне покойный Павел Павлович Ивонцын.

Сведения эти Павел Павлович добыл неправедным образом. Хотя тут еще надо посмотреть, кто более был неправеден – он или же сотрудники архива, церберами стоявшие на страже «секретов» Великой Отечественной через полвека после ее начала. Так вот, Ивонцын, как он сам рассказывал, заручившись кучей справок и рекомендаций от влиятельных лиц того времени, напросился поработать с документами в гатчинском Центральном Военно-морском архиве (ЦВМА). Его впустили, усадили в отдельную комнату, выдали папки с документами, но запретили делать какие бы то ни было записи. Бумагу, которую Ивонцын принес, у него изъяли. Что в таком случае понимали под «работой над документами» сотрудники ЦВМА, мне и по сей день не ясно. Однако опытный «конспиратор» Павел Павлович не растерялся и в минуты отсутствия в комнате архивных соглядатаев делал выписки на… манжетах своей белой рубашки. Вечером в номере гостиницы он переписывал их на бумагу. Сколько рубашек ушло на это дело или сколько раз пришлось перестирывать их, Ивонцын не сказал, но подпольщицки добытые сведения впоследствии опубликовал. Их мы приведем частично. 

Накануне битвы
За три с небольшим месяца до войны побережье Белого моря охраняли части 15-й армии, которая являлась основой Архангельского военного округа (был, оказывается, такой). Несколько береговых артиллерийских батарей прикрывали вход в горло Белого моря. В июле 1940 года в Молотовске создали военно-морскую базу, причем она так и называлась – Молотовская ВМБ. Однако под этим названием она просуществовала всего месяц – в августе ее переименовали в Беломорскую, а штаб перевели в Архангельск. В составе базы значился так называемый Беломорский укрепленный район, 81-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион 
(81-й ОЗАД), части связи, полуэкипаж, части снабжения, и «довеском» служила 49-я авиаэскадрилья Северного флота. 

Конкретно войну в Молотовске встретили: дивизион 310-го полевого артиллерийского полка, управление охраны рейда Беломорской ВМБ (располагалось на территории завода №402), батальон 997-го стрелкового полка (штаб батальона находился в клубе завода №402, а штаб самого полка и другие его части квартировали в Неноксе), дивизион 385-го гаубичного артиллерийского полка, 81-й ОЗАД (штаб на улице Индустриальной), служба старшего морского начальника, команда охраны новостроящихся кораблей, пограничная комендатура (штаб на улице Лесной). Имелся также комендант города Молотовска. 

Уже 27 июня, то есть на пятый день войны по приказу командующего Северным флотом последовали множественные реорганизации в боевых порядках частей. Это тема отдельного исследования. 

Поставить под ружье
Бытует расхожее и ошибочное мнение, я бы еще назвал его обывательским, что в войну Молотовский военкомат, как ему и положено, призывал граждан, отправлял их на фронты, во флот, и тем, собственно, мобилизация ограничивалась. Это не так. С началом Отечественной в нашем городе формировались воинские части, в том числе экипажи нескольких будущих известных кораблей Северного флота. Например, эскадренных миноносцев «Грозный» и «Сокрушительный». Также были сформированы экипажи двух плавбаз – «Память Кирова» и ПБ №103, а в связи с прибытием на достройку в Молотовск балтийских подводных лодок личный состав бригады подлодок и отдельного учебного дивизиона подводников. Список частей, сформированных в нашем городе, достаточно велик. Среди них: 82-я морская стрелковая бригада, 296-й запасный лыжный полк, 13-я лыжная бригада, 185-й запасный стрелковый полк, 595-й строительный батальон, 34-я отдельная береговая артиллерийская батарея, 385-й гаубичный артиллерийский полк, 310-й полевой артиллерийский полк, 318-й зенитный артиллерийский дивизион, 31-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, 12-й запасный артиллерийский полк, 5-й дивизион 1931-го артиллерийского зенитного полка 78-й дивизии ПВО, морская охрана рейда (МОХР), истребительный батальон, два батальона народного ополчения и другие части. 

В Молотовске квартировали и тыловики Беломорской ВМБ со складами жидкого топлива и боеприпасов. Последние охранялись бойцами караульной роты, 243-го местного стрелкового и 530-го отдельного местного стрелкового взводов. 

Боевой приказ № 1 по частям уже сформированного Молотовского гарнизона был подписан и оглашен 22 октября 1941 года. Скажем так, в этот день наш город полностью стал в полной боевой выкладке и отрапортовал: «К защите Отечества готов!» 

Олег Химаныч

Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий