Новости Северодвинска и Архангельской области

Стремимся быть первыми

28.07.2013
Изменить размер шрифта
Амбиции оправданы профессионализмом и желанием побеждать.

Что требуется, чтобы «звезда» стала «дойной коровой», как правильно ее «доить», чтобы она как можно дольше ею оставалась и не скатывалась до уровня «собаки»? И что делать со «знаками вопроса» (они же темные лошадки и трудные дети)? Как на практике работает принцип дуальности при выборе партнера, а также что надо, чтобы сохранить привлекательность на рынке поставщиков комплектующих для судостроительных фирм? Об этом и многом другом мы беседуем с заместителем генерального директора центра судоремонта «Звездочка» - руководителем центра пропульсивных систем Александром Ильинцевым. 

- Поясним: термины «звезда», «дойная корова», «собака» применяются в маркетинге для оценки актуальности направлений или фирм. К примеру, «звезды» приносят очень большой доход, но для обеспечения высокого роста требуют существенных инвестиций. «Дойные коровы» - самая привлекательная составляющая бизнеса, приносящая максимальный доход, в противоположность «собакам», от которых маркетологи советуют избавляться. И т.д. 

- Для центра пропульсивных систем, как когда-то для винтообрабатывающего производства, «дойной коровой» по-прежнему остаются гребные винты?

- Да, а с недавнего времени к ним добавились и водометные движители.

- Успехи нового центра уже видны: на стройплощадку нового цеха один за другим движутся самосвалы, с утра до позднего вечера работают краны…

- Это лишь часть достижений, которые на виду. Мне хотелось бы остановиться на другой, скрытой от посторонних глаз. Для начала надо разработать, а потом применить и распространить стандарты по работе с заказчиками, поставщиками, определенные процедуры, порядки – что и как делать в той или иной ситуации. Кроме того, сейчас в стадии разработки и наполняемости новый сайт. Вечная как мир истина гласит: кто владеет информацией, тот владеет миром. Обмен информацией с партнерами, как настоящими, так и потенциальными, должен проходить в формате онлайн. Коллектив у нас молодой, мы еще не обременены шаблонами, условностями прежних поколений, и потому активно идет формирование этих самых традиций, внедрение новых форм корпоративной культуры. А поскольку коллектив собрался по-настоящему амбициозный и молодой не только по возрасту, а главным образом по состоянию души, желанию работать, творить, дерзать, изменять что-то в жизни, покоя нам, думаю, долго не ждать. Пару ближайших лет – точно.

А теперь о том, что конкретно предстоит нашей команде. Если говорить о военной тематике, то уже подписан контракт с Севмашем на поставку шести титановых винтов для подводных лодок проекта 885 «Ясень». Первые заготовки для них уже приходят, и в цехе ведется их разметка. Продолжаются работы с Зеленодольском и в части поставки водометных движителей. Наши специалисты – руководитель проекта Сергей Серветник, технолог Александр Терентьев и другие активно участвуют и в швартовных и ходовых испытаниях, и в ремонте. Когда была необходимость проводить сборку непосредственно на верфи, туда ездила бригада под управлением старшего мастера Александра Шутова – рабочие и специалисты, знающие толк в этих движителях. С Зеленодольским СРЗ подписан контракт на поставку водометных движителей на два корабля и протокол о намерениях еще на пять. Для нас это хорошая загрузка. Так что и с водометными движителями мы разобрались, а потому уверенно причисляем их к «дойным коровам».

- Александр Николаевич, много лет, насколько знаю, вы сотрудничали с компанией ABB в части поставки гребных винтов. Сотрудничество продолжается и сейчас?

- К сожалению, несколько лет назад у нас произошли определенные разногласия, в силу которых многолетнее сотрудничество было приостановлено. Весь прошлый год мы вели переговоры и наконец-то пришли к взаимопониманию. Результатом стало подписание двух крупных контрактов на поставку гребных винтов. Для нас такие заказы крайне важны, поскольку позволяют поддерживать свое реноме как надежного поставщика, который, если требуется, может обеспечить и любой запасной блок, и даже крепежные детали. Как поставщик комплексной поставки, мы отвечаем на все вопросы, неважно, сложно нам это или нет. Это составная часть нашего бизнеса с ABB. Кстати, в результате тех лет взаимного недопонимания мы перестали для ABB быть первыми, а перешли в статус вторых.

- Что значит – вторых?

- На Западе активно действует принцип дуального (двойного) поставщика. Суть его в том, что на каждую позицию приглашаются два поставщика – основной, который получает больший объем заказа и соответственно прибыли, и дополнительный. У одной из компаний мне понравился лозунг: «Мы вторые, потому стараемся больше». Понимаете, чтобы быть первыми, надо больше работать, изготавливать лучшую продукцию, обеспечивать лучший сервис и т.д. Что касается ABB, для нас было важно подписание этого контракта. Не менее важным стало и заключение контракта на поставку гребных винтов из нержавеющей стали для ледоколов с движителями  типа азипод, которые строятся на Балтийском заводе. 

Сейчас к каждому поставщику предъявляются очень жесткие требования как по срокам, так и по качеству. Чтобы их выполнять, недавно пришлось совершить серию поездок по поставщикам, чтобы понять, как налажено у них производство, как реагируют на запросы и т.д. Кстати, до подписания контракта с ABB мы подписали еще ряд соглашений – об эксклюзивности для сервисных работ, эксклюзивности поставок ЗИПа, о неразглашении информации. Для многих западных компаний это стандарт, и мы тоже предполагаем выносить это на тендер как стандартный пакет документов. Еще мы разработали план мероприятий по улучшению качества нашей продукции. В нем 12 пунктов, большая часть касается улучшения качества литья.

- Как вы можете повлиять на качество литья? Вы же не металлургический комбинат!

- Работа с поставщиками. В частности, тот же принцип дуального поставщика.

- Александр Николаевич, вы так часто обращаетесь к опыту западных фирм.

- Так случилось, что в течение пятнадцати с лишним лет мне довелось не только опыт Запада изучать, но и со странами Юго-Востока соприкоснуться. Но об этом позже. Почему мы, к примеру, выбираем западные автомобили, у которых цена выше? Из-за качества, наличия сервисных центров и отношения персонала этих центров. Многому у западных фирм нам надо поучиться. И прежде всего – повернуться лицом к клиенту. Может, для России это не совсем свойственно, но во многом правильно. Хочу добавить, что с ABB мы подписали еще и рамочный договор, чтобы работать вместе и в перспективе. Сейчас мы возвращаем былые позиции с этой компанией, по крайней мере по винтам из нержавеющей стали. А в перспективе этих заказов – с азиподами – ожидается много, поскольку все стремятся на разработку шельфа Арктики. Даже Китай заявился. Кстати, на один из китайских ледоколов мы со своей «пропульсией» заявились. Будем прорываться. Поставляем запчасти для небольшого ледокола, для винтов регулируемого шага поставляем лопасти.

- Александр Николаевич, о новых партнерах что-то скажете?

- Новый партнер для нас – компания Steerprop (Финляндия), для которой поставляем винты из нержавеющей стали. Подписан контракт на поставку шести больших гребных винтов, которые будут установлены на ледоколы для наших судовладельцев – Росморпорта. Сроки жесткие, все быстро, все бегом.
Так что объем загрузки у нас не только на 2014 год обеспечен, а если выстрелят все проработки, то появится хороший задел и на 2015 год. Так что мы возвращаемся по винтообрабатывающему производству на объемы трехлетней давности. Кроме того, сейчас наш центр работает и на загрузку других подразделений завода, а не только своего профильного СВОП, обладающего уникальным станочным парком. Здесь изготавливается масса деталей для винторулевых колонок, винтов регулируемого шага. 

А что касается будущих «звезд», то их роль, думаю, уготована винторулевым колонкам. Вполне реально собирать узлы винторулевых колонок в СВОП, а окончательную сборку и испытания - ее надо будет крутить, создавать упор, то есть имитировать реальные условия эксплуатации, – проводить в новом цехе. Для этого нужны большие помещения, большие мощные краны, специальные стенды. Часть стендов уже делает завод, а собственно строительство цеха выполняется подрядчиком за федеральные деньги. Так что то, что еще три-четыре года назад казалось прожектом, сейчас становится реальностью, и стоит задача не только изготовить винторулевые колонки, но и переводить опытные разработки в реальные заказы. В этом году центр уже участвует в двух тендерах на поставку винторулевых колонок. Более того, внесены предложения в перспективу развития ОСК до 2020 года. Новый цех – далеко не последний в планах молодой и дерзкой (в хорошем смысле) команды, и число «дойных коров» со временем, думаю, увеличится.

Беседовала Людмила ШУРЫНДИНА

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий