Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Новости Северодвинска и Архангельской области

Корабелы «Звёздочки» готовят «Академика Макеева» к прокладке электромагистралей

01.06.2019
Изменить размер шрифта
Даже в окружении строительных лесов главного стапельного цеха судоверфи морской транспорт вооружения проекта 20181 впечатляет красотой и гармонией строгих линий сформированного корпуса. Внешний облик судна не оставляет сомнений – этот мощный и могучий корабль своеобразный гимн инженерной и конструкторской мысли. 

Он рождается в сполохах сварки, искрах шлифовальных машин, дружной работе цеховых кранов – чётком тандеме людей и техники. Какие работы сегодня выполняются на заказе, каким будет следующий этап строительства «Академика Макеева», рассказал Леонид Березовский,  главный специалист управления строительства и ремонта кораблей:

- В настоящее время продолжается поставка и монтаж крупногабаритного оборудования через специально подготовленные в корпусе судна технологические вырезы, а также разметка и выварка креплений кабельных трасс. В мае мы планируем начать затяжку электрокабеля для последующего монтажа энергосистем. Это одна из основных задач текущего года. 

- «Академик Макеев» второе судно проекта 20181. Как помогает в работе опыт, полученный при строительстве первенца – «Академика Ковалёва»?

- Безусловно, строительство заказов на единой базе, которое начинается ещё со спасательного буксирного судна «Звёздочка», облегчает работу. Мы понимаем технологию строительства и последовательность наших шагов, совершенствуя от судна к судну производственный цикл. Прежде всего в плане подготовки конструкторско-технологической документации. Если вернуться к началу разговора, то, например, решение о полной затяжке кабеля во время стапельного периода значительно облегчает достроечный этап, выполняемый уже у причальной стенки. В то же время есть и достаточно большие различия между судами.

- Какие и почему?

- На «Академике Макееве» произведено глобальное импортозамещение. По решению заместителя министра обороны, в соответствии с корректировкой технического проекта на судне будет установлено оборудование отечественного производства. С предыдущим судном у нас хватило волнений. Накануне планового выхода в море «Академика Ковалёва» ряд иностранных поставщиков прекратили исполнение контрактных обязательств, сославшись на введённые ограничения. В результате наладку и испытания импортных узлов, механизмов и приборов «Звёздочка» провела совместно с проектантом. Несмотря на эти трудности, заказ был сдан с незначительной для такого масштабного проекта задержкой. 

На «Академике Макееве» этот риск исключён. На судне будут установлены российские кран, дизель-генераторы, креновая система и другое оборудование санкт-петербургских, коломенских, нижегородских машиностроителей, а подруливающие устройства и винто-рулевые колонки изготовлены «Звёздочкой». Также мы полностью переходим на отечественный электрокабель. 

- Трудности есть?

- Не буду скрывать, приходится решать ряд проблем по поставкам с нашими контрагентами. Надеемся, отдел внешней комплектации преодолеет эти трудности и обеспечит заказ всеми необходимыми комплектующими. 

- Леонид Вадимович, СМИ сообщили о том, что 16 марта представители ВМФ и промышленности обсуждали планы по строительству спасательных буксирных судов проекта 20186. По два для Тихоокеанского и Северного флотов. Если исходить из номера проекта, возникает ассоциация с нашими судами спецназначения. Это действительно дальнейшее развитие проектов, реализуемых на «Звёздочке», и какова, на ваш взгляд, перспектива их строительства на ягринской судоверфи?

- Да, в основе проекта 20186 построенное нами и отлично зарекомендовавшее себя спасательное буксирное судно «Звёздочка», и проект новых сверхмощных буксиров нам интересен. Однако о перспективах строительства на нашем предприятии я говорить воздержусь, поскольку в этом и следующем году нам предстоит завершить работы по нескольким заказам Министерства обороны. График очень плотный. Вместе с тем отмечу, что проработки по строительству таких судов насущны. Два находящихся на службе буксира ВМФ «Чикер» и «Фотий Крылов» уже старенькие, им под 40 лет каждому. 

- Как вы считаете, представители «академической» серии могут со временем видоизмениться в суда, востребованные гражданскими заказчиками? Например, как суда обеспечения и снабжения в нефтегазовой сфере или даже для МЧС?

- На базе проекта 20180 в последующем можно строить сугубо гражданские, но не менее высокотехнологичные суда для освоения арктического шельфа, развития северных территорий и решения других задач. У них хороший потенциал хождения во льдах, неограниченный район плавания, хороший корпус, высокая автоматизация, прекрасные экологические характеристики и энерговооружённость. В зависимости от требований, которые предъявит заказчик, их можно превратить в ледокол, в транспортное или судно иного назначения. На сегодня уже есть проработки проектов гидрографического и других судов. Кроме этого, отмечу, что достигнутая автоматизация управления судами позволяет не только идти в автоматическом режиме по заданному маршруту, но и позиционироваться в заданной точке при воздействии течения, ветра и волн до трёх баллов. Кстати, транспорт вооружения «Академик Ковалёв» четыре раза прошёл с Дальнего Востока на Север и обратно по Северному морскому пути, в том числе и абсолютно самостоятельно. И самое главное – безаварийно. 

- Какие преимущества при строительстве судов даёт единая база?

- Она позволяет обеспечить унифицированное снабжение запасными частями, горюче-смазочными и лакокрасочными материалами, рационально организовать подготовку специалистов по эксплуатации материальной части, а также сервисное обслуживание и ремонт оборудования и технических средств. Очень удачный проект, разносторонний. В его основе надёжная, многофункциональная платформа с хорошими эксплуатационными характеристиками.

Виктор Петрович Макеев – выдающийся учёный и инженер, дважды Герой Социалистического Труда, создатель научно-технической школы морского стратегического ракетостроения СССР и России, руководитель КБ машиностроения (ныне АО «Государственный ракетный центр им В.П. Макеева»). Сотни подводных лодок, созданных, отремонтированных и модернизированных в Северодвинске, стали носителями оружия, созданного генеральным конструктором баллистических боевых ракетных комплексов. Более того, прорывные технологические решения стали фундаментальной основой для сегодняшней морской составляющей ядерных сил страны. Виктор Петрович Макеев стоял и у истоков создания испытательного полигона в Нёноксе. 
Сегодня взаимодействие «Звёздочки» с Государственным ракетным центром имени В.П. Макеева (ГРЦ) продолжается в тесной кооперации с другими предприятиями в Северодвинске и в местах базирования подводных лодок. Вместе с представителями ГРЦ осуществляется модернизация кораблей под всё более современные ракетные комплексы, баллистические ракеты и сопутствующие системы. Северодвинск помнит и чтит выдающегося конструктора. В доме на улице Первомайской, где он неоднократно останавливался во время визитов, установлена мемориальная доска. 

Андрей МИРОШНИКОВ
Фото Владимира Ковпака
"Вечерний Северодвинск", 22-2019
Заголовок в газете: "Уникум вспомогательного флота"

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий