Фото pixabay.com
- Ну, гораздо большим, чем просто благозвучное сочетание имени и отчества! Родители, если не желают доставить ребенку излишних жизненных скорбей, особенно в детстве, из-за слишком экстравагантного имени, постараются назвать так дитя, чтобы у него был небесный покровитель. Из истории Церкви известно, что очень часто детей называли в честь тех угодников, которые почитаемы в христианском мире, к которым можно обратиться с молитвой и которые могут быть примером. Вот поэтому родители дают имя ребеночку из списка тех святых, память которых совершается на восьмой день после его рождения.
- А можно называть в честь родственников?
- Бывает, что выбор имени определяется благодарной памятью о тех или иных усопших близких, дедушках, бабушках, прадедушках и прабабушках. Или же некоей семейной традицией – скажем, старшего сына в семье нарекать определенным именем, или традицией, связывающего человека с его именем. В любом случае, если за наречением имени стоит серьезное побуждение, а не просто вкусовые и эстетические предпочтения, то этот выбор окажется для ребенка, его дальнейшей жизни – полезным. Откиньте суеверия, что нельзя называть в честь усопших, неправда это.
- Может ли житие святого, имя которого ты носишь, определять твою жизнь?
- Может, но только не в смысле астрологических представлений о знаках зодиака, которым чуть ли не поклоняются безбожники и неоязычники, а в том смысле, что мы верим, что ничего случайного в нашей жизни не бывает. Поэтому неудивительно, что человек постарается в лице, житии, подвиге святого, имя которого он носит, увидеть нечто общее, увидеть пример и желание соответствовать. Да и святой всегда держит тебя под защитой.
- Можно ли в крестные выбирать пожилых людей?
- А почему нет? Возраст никак не должен останавливать. Молитва-то никогда не отнимется у крестного, в том числе и за порогом земной жизни!
- А несовершеннолетний может быть крестным?
- Это, скорее, зависит не от физического возраста человека, указанного в его документах, а от духовного. Потому родителям, выбирающим для своего ребенка крестного, надо исходить из понимания, сможет ли этот несовершеннолетний христианин в будущем оказаться для другого, еще более юного младенца, помощником на пути его духовного возрастания. Но я сам знаю таких, которые и в 13-14 лет оказывались прекрасными крестными. Так что не в возрасте дело.
- Еще вопрос: а родители могут быть крестными?
- Нет, ни мать, ни отец не могут быть крестными. Не рекомендуется выбирать крестных по прямой линии родства потому, что здесь совпадают начала плотского и духовного. Не вполне разумно выбирать крестных и из родственников по прямой восходящей линии, т. е. из бабушек и дедушек. А вот дяди, тети, двоюродные бабушки, дедушки – это родство косвенное. Они могут быть крестными.
- Можно ли отказаться быть крестным?
- Можно. Да и соглашаться быть восприемником нужно по трезвому рассуждению, а если есть сомнения – посоветоваться с духовником. У человека должно быть разумное количество крестников, не двадцать и не двадцать пять. Тут можно забыть о некоторых крестниках и помолиться-то, а не то что с днем Ангела поздравить!.. А ведь с каждого потом спросится, что мы делали, как заботились о воспринятых нами от купели. Потому надо положить себе предел, ограничиться теми крестниками, что уже есть, и хорошо о них заботиться.
- Если кровные родители мало приобщают ребенка к церковной жизни, может ли крестный на них воздействовать?
- Да, но не лобовой атакой, а постепенно, время от времени напоминая родителям о необходимости посещения храма, поздравляя крестника с церковными праздниками, рассказывая о святых угодниках, читая детскую Библию. Но если родители будут противиться таким способом, то остается только молитва. Она – главный долг крестного.
- А если, наоборот, крестный мало видится со своим крестником, надо ли родителям на это указывать?
- Все зависит от обстоятельств. Если причины объективные – загруженность, удаленность, болезнь или еще что-то ограничивает возможности встреч. Главное – просить крестного не оставлять своего крестника в молитвах. Но если же восприемник просто ленится, уклоняясь от встреч с крестником, то уместно напомнить ему о том, что грех оставлять свои обязанности, из-за невыполнения которых каждый будет держать ответ на Страшном Суде. Церковь говорит, что каждого из нас спросят о тех крестниках, за которых мы во время Таинства Крещения отрекались от лукавого и обещались помогать родителям воспитывать их в вере и благочестии.
- А сколько у человека может быть крестных?
- По церковной традиции – два восприемника, крестный отец и крестная мать. Поэтому при выборе крестных родителей надо проявлять разумную деликатность, думать о благе как своего ребенка, так и его крестных. Достаточно бывает, если у человека есть один крестный.
Ответы протоиерея Максима Козлова записала Н. Дмитриева
Здесь можно подписаться на газету Бабье царство