Фото s.poembook.ru
Вот что я ей ответил. Возможно, многие уже слышали от своих батюшек на приходах, что исповедь должна быть искренней. Если искренности записочки способствуют – значит, они полезны и правильны, если же мешают – соответственно, вредны.
Для чего сподручна бывает записка?
Для полной и точной исповеди. Многие приходящие на исповедь люди, особенно непривычные к этому делу, часто теряются. Пока стоишь, дожидаясь своей очереди, в уме неоднократно «прокручиваются» грехи, о которых нужно упомянуть на исповеди. Но когда встал перед Крестом и Евангелием – все мысли разбежались, и значительная часть грехов, требующих раскаяния, выпала из головы. Это естественно. Грех, как паразит, расползается в нашей душе, и как только чувствует приближение исповеди, опасность быть раздавленным, он прячется в закоулках сознания, подобно тому, как разбегаются по щелям тараканы, если внезапно включить свет в помещении, где они хозяйничают. В этом случае записка помогает заранее продумать, осмыслить исповедь, сделать ее более полной, не упустить ничего из того, что требуется подвергнуть очистительному действию Таинства Покаяния.Но записка может стать и вредной, если она исключает или ослабляет покаянный труд души. Если по ней (записке) человек зачитывает (часто – торопливо) перечень грехов, то это выглядит как отчет о проделанной работе. Выбор между стремлением ничего не упустить на исповеди и стремлением искренне попереживать о содеянном должен быть сделан, по-моему, в пользу душевных переживаний. Милость Божия изливается все же на «сокрушенное и смиренное сердце» (вспомните Псалом 50), а не на подытоживающий греховную деятельность рассудок.
Исповедь или оправдание?
Добавлю, что в исповеди имеет значение и то, в какие слова облекается наименование того или иного греха. Слова должны открывать, обнажать, а не скрывать конфузливо грех. Уж если приносится покаяние во лжи, то пусть и будет сказано «ложь», а «не неправдоглаголание, если болтливость – то болтливость, а не многоглаголание. А то со всем этим стремлением придать своему греху неотталкивающее звучание убийцы, начнут каяться в чем? А в человекозарезании! За всем этим стоит какое-то странное желание выглядеть получше в глазах исповедующего батюшки, сгладить свою вину, изобразить грех менее значительным, чем он есть. Чтобы такого не допускать, нужно перед исповедью себе напоминать, для чего ты идешь на покаяние: исповедоваться или оправдываться.Не надо красоваться!
Надо стыдиться своего греха. Стыд на исповеди нормален, естественен, но его нужно перетерпеть, пережить. Мы приходим на исповедь к священнику, но исповедуем-то мы свои грехи не ему, а Господу. Потому и стыдиться надо не священника, а Бога. Часто некоторые боятся: «А что обо мне священник подумает? Наверное, будет презирать меня». Да все это совершенно неважно: важно лишь, простит меня Господь или нет? Исцелит Он мою душу, очистит от грехов или же мне придется и дальше идти по жизни, чавкая ногами в жиже болота своих грехов, погружаясь в него все глубже.Полностью свободным от греха не может быть ни один человек. Во многих церковных текстах неоднократно повторяются слова: «Нет человека, который поживет и не согрешит». Так что идите, дорогие, на исповедь, кайтесь в своих грехах и, если вам удобно брать с собой записку – берите. Сможете обойтись без нее – тоже хорошо. Помните об искренности на исповеди. Это важнее записочки.
Н. Дмитриева
Здесь можно подписаться на газету Пенсионерочка