Как правильно исповедоваться

1716
6 минут
Как правильно исповедоваться Фото postila.ru
Многие считают, что исповедь – это нечто вроде беседы, в которой обсуждаются наши грехи. Люди порой с готовностью подходят к священнику, удрученные тяжестью психологических проблем, семейных неурядиц, недовольства собой. Их исповедь – со слезами на глазах, они дают обещание, что больше к этому греху не вернутся, что изменят свою жизнь. Но насколько глубоко это покаяние? 

Покаяние не должно ограничиваться взрывом эмоций. Требуются и время, и труд, и навык в борьбе с грехом, и, конечно, благодать Божия и Его помощь в этом нелегком человеческом деле.

Покаяние всегда должно осуществляться подспудно, тайным образом, в душе человека. Не должно быть покаяние напоказ. Этому учит и Писание: «Подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит» (Мк., 4, 26-28).

Зачем нам исповедь?
Большинство людей приходит на исповедь формально: идет пост, и надо обязательно исповедоваться, чтобы причаститься. Да, некоторые после исповеди надеются получить облегчение от чувства вины, других тянет страх перед «наказанием» от Бога, третьи приходят не с целью покаяться, а только для того, чтобы причаститься!.. Однако все это имеет слишком отдаленное отношение (или же совсем не имеет) к исповеди и покаянию.

Исповедь – это очищение души от яда
Если яд попадает в организм, то нет другого пути, как очистить желудок. Так же и исповедь: нужно изгнать из себя яд греха, иначе мы обречены.

Можно провести и другой образ: когда больной показывает врачу свои язвы, описывая свою боль, то он надеется на помощь, на очищение язв, на выздоровление. Так и на исповеди человек обнажает душу, открывая свои ссадины, признавая, что совершал ошибки. Если же ничего этого не происходит, то уходит человек, не имея шансов когда-либо исцелиться. Язвы увеличатся. Разложение и гниение будет прогрессировать, заражение основательно подорвет здоровье. И наступит духовная смерть грешника, последствия которой на пути спасения могут иметь необратимый характер.

Распространенный диалог
- Батюшка, может, вы сами спросите меня?
- Но ведь исповедь – это не допрос. Неужели вам нечего сказать?
- А что сказать? Я не воровал, не убивал… (И десять заповедей сводятся к двум!)
- Иногда , знаете, не только действие, но и бездействие – грех. Вы отзывчивы к вашим ближним?
- Ой, батюшка, все, что могу, делаю!..

И после этого идет перечисление своих «добродетелей», чтобы показать, какие же все-таки мы «хорошие», и чем нам обязан (!) Господь. И самое-то страшное, что мы верим – теплое местечко в раю нам обеспечено!.. И вот такие «умные» радуются, что умеют скрывать свою нечистоту, потому что не убивали, не воровали! Но ведь и доброго-то не делали!

Исповедь с отчаянием
Иногда, размышляя о своих грехах, мы ощущаем подавленность, и даже отчаяние. И это – ловушки диавола, потому что это состояние не имеет никакого отношения к истинному покаянию, может привести к отдалению от Бога, ибо при этом проявляются:
- страх перед наказанием: нам кажется, что Бог – неумолимый Судья, только и ждущий, как бы нас наказать;
- греховное самомнение, самолюбие: я такой порядочный человек, и как я мог совершить такие грехи?!..

Но Господь милостив! Это надо понять и не ожидать, не требовать искупительного наказания от Бога. Паисий Святогорец говорил, что «Церковь хорошо знает человеческую греховность, что самые «ужасные» грехи известны Господу, и ошибочно полагать, будто ты один являешься каким-то чудовищем!». Нельзя говорить: «Я совершил столько грехов, что мне нет спасения, нет прощения». Эта фраза антиправославна, потому что нет такого греха, который бы не омывался слезами покаяния. Когда человек отчаивается, диавол празднует победу.

Откладывать исповедь
Это тоже уловка сатаны. Человек оставляет исповедь «на потом»: «Я еще молод! Потому пока буду радоваться жизни, а там будет видно». Однако никто не знает, что будет завтра. Мы не подписывали договора со смертью. Сегодня принадлежит нам, а не завтра, потому и учил апостол Павел: «Ныне время благоприятное. Ныне день спасения». И чем чаще человек откладывает исповедь, тем тяжелее ему собраться, и тем сильнее охватывает его безнадега: «Не на что мне надеяться», тем больше радуется сатана человеческому отчаянию. А между тем Господь-то ждет, что мы принесем со слезами покаяния и надежды наши грехи.

Стоя перед священником
- Исповедь должна быть немногословной, но искренней. Не надо просить, чтобы священник вас о чем-то спрашивал – он не может знать, что мы таим в своей душе. Такая исповедь может ввести в грех и самого батюшку.

- Тем более нельзя переносить ответственность на других, сообщать что-либо о других людях. А то ведь бывает, что вместо того, чтобы исповедоваться в своих грехах, люди исповедуют грехи других!.. Конечно, о чужих грехах говорить намного легче. Или всех окружающих считать виновными в собственном падении. То есть надо взять на себя всю ответственность, избегая недосказанности и самооправдания.

- Не стоит пускаться в пространные истории – говорить надо кратко и конкретно. На исповеди нет места многословию, а также обсуждению посторонних тем. Некоторые на исповеди говорят, как будто бы не о себе, а о ком-то другом, без сочувствия, сокрушения и раскаяния, и это – ошибка.

- Не надо исповедоваться общими словами и неопределенно: «Я очень грешен» или «грешна во всех грехах». Нужно сказать, в чем вы конкретно оказались недостойными любви Божией. Коротко и без длинных объяснений.

- Нехорошо на исповеди рассказывать и о своих добрых делах – они должны быть тайными. Эти откровения – эгоизм, самолюбование и лицемерие.

- Повторять грехи тоже нет надобности, если вы в них уже исповедовались. Но если грехи повторяются, сказать и попросить совета у священника, как не впадать в тот же грех.

- И, наконец, ничего не надо утаивать – тем самым мы вроде как не верим в Таинство исповеди. Всегда помните, что Всеведающего Господа невозможно обмануть.

После исповеди, когда душа очищена от грехов, надо быть внимательнее к себе. Борьба с грехами должна быть постоянной и непримиримой. Даже если вы исповедуетесь достаточно часто, это еще не означает, что вы пережили полноту покаяния. Всегда есть вероятность впасть в новый грех, и унывать от этого не надо. Лечебница покаяния всегда открыта.

Все приведенные выше советы довелось прочитать в книге «Возвращение» архимандрита Нектария (Антопопуласа). Очень хочется, чтобы у некоторых верующих людей, которые боятся исповеди, исчез страх. По крайней мере, мне эта небольшая книжка помогла очень.

Говорят, что покаяние – это милость Божия, но у нас иногда столько заблуждений, искаженных представлений, что мы не торопимся получить эту самую милость. И, увы, остаемся пленниками своих грехов. И если вы думаете о своих грехах, а идти на исповедь боитесь, перечитайте еще раз советы архимандрита Нектария. Помогай вам Господь!

Подготовила Н. Дмитриева

Здесь можно подписаться на газету Пенсионерочка






Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.








Читайте также