Фото pixabay.com
- Трудно ответить в нескольких словах. Но грехом является все, что противно Божественной воле и Божественной заповеди. В Евангелии звучат и такие слова Спасителя: «Горе вам, смеющиеся ныне» и наоборот: «Блаженны плачущие». Почему? И почему Предание Церкви говорит, что Иисус никогда не смеялся, но не раз проливал слезы? Очевидно, есть причины, это объясняющие. Первая – состояние мира вокруг нас, а вторая – состояние нашей собственной души.
В нашем мире много скорби, и потому христианину трудно, забыв о чужой боли, беспечно смеяться. Но что такое смех? Это своего рода разрядка, снятие эмоционального напряжения. Иногда смех – проявление радости. Постоянно «задавливать» себя в этом отношении трудно, небезопасно и далеко не всегда оправдано. Но, как и во всем, в смехе должна быть мера. Как считают некоторые подвижники, мера смеха – до «небольшого обнажения десен», то есть, неправильно человеку «забывать себя».
Отдельный вопрос – юмористические программы. А надо ли специально смотреть их, чтобы посмеяться? И над чем иногда предлагают смеяться? Иногда над тем, о чем стоило бы горько плакать.
Смею напомнить: истинное веселье и радость человека – в Боге, в бытии с Ним. И тот, кто стремится к этой радости, к этому веселью, всегда находит его и другого уже не ищет.
- Допустимо ли православному человеку играть в компьютерные игры? И можно ли играть в такие на телефоне?
- Ну, знаете, это все равно, что смотреть мыльную оперу и прочую телеберду. В православии есть даже такому занятию точное определение – праздность. А праздность – это грех.
Человеческая жизнь коротка и тратить ее на бесполезные развлечения никак нельзя. У православного человека просто не должно оставаться для праздности времени. Главным правилом древних подвижников было благочестивое: «Молись и трудись». Все время человеческой жизни должно быть занято трудом. И труд этот должен быть для блага ближнего или для своего духовного роста.
Это не означает, что человек не имеет права на отдых. Имеет, только и отдых должен приносить духовную пользу. Путешествия, посещение музеев, концертов, чтение душеполезных книг, занятия спортом, любое увлечение, которое имеет какой-то положительный смысл, - все это допустимо для православного человека. И получается, что тратить драгоценное время жизни на игру – просто неразумно. Напомню слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (I кор., 6,12).
Отвечал на вопросы игумен Нектарий (Морозов)
Подготовила Н. Дмитриева
Здесь можно подписаться на газету Пенсионерочка