Таня-первоклассница. 1 сентября 1959 года. Фото автора
В тот давний год летом отдыхала я вместе с сестрой на даче под Ленинградом, неподалеку от Зеленогорска. Ну, как даче? Сарайчик небольшой, но вполне цивильный снимали родители почти на все лето для нас с сестрой и тетушкой Клавой, которая оставалась с нами неслухами.
Кругом сосновый лес с черникой, малиной, земляникой и грибами. И еще десятка полтора таких же нехитрых дачек, где проводили лето в основном ленинградские бабушки с внуками. Ни заборов, ни огородов. Свобода!
Так вот там на даче я в то лето была «звездой» среди ленинградской детворы. Я же была почти первоклассницей! А остальные так - малышня, детсадовцы. В кругу этих мелких товарищей по играм я сочиняла байки про мою будущую школу, новый портфель, деревянный пенал, про краски и карандаши. Я все это уже видела в своем воображении.
И школу свою я уже отлично представляла. Школа номер 7 на Полярной улице. Мы жили недалеко.
...Домой в Северодвинск мы с сестрой вернулись недели за две до начала занятий. И начался период нескончаемого Счастья. С большой буквы. Сначала - покупка школьной формы. Коричневое платьице с белым воротничком было прекрасно, а про белый фартук я уж и вовсе говорить не могла без придыхания. С крылышками! Нежный! Такой красивый, слов нет!
Потом наступил час покупки портфеля. Выбрали (хотя, по совести сказать, выбора практически не было) коричневый, дерматиновый с защелкивающимся замочком и двумя отделениями. Очень, на мой взгляд, замечательный портфель. Дальше был пенал, простой деревянный с мягко выдвигающейся крышкой, на которой был выжжен незамысловатый узор.
Ну и мелочи - тетради, карандаши, краски, стиральные резинки, бумага для обложек на тетради, ручка с перышком №86, альбом для рисования. Вечером мы с мамой уложили все мои богатства в портфель, мама нагладила платье, белый фартук и ленты в косы. Папа начистил гуталином мои новые туфельки.
Наступило утро. Помню, что оно было по-осеннему теплым, но пасмурным. «Мама, пожалуйста, можно я не буду надевать пальто! Я в платье пойду! Все придут без пальто...» Мама моя даже не сопротивлялась. Понимала, что такой день бывает раз в жизни, какое уж тут пальто, такую красоту прятать негоже!
Родители наши тоже принарядились. Папа с утра зарядил в ванной фотоаппарат. А сестра Лена, ей тогда было пять лет, вдруг горько расплакалась: «Я тоже хочу в школу с Таней, почему она идет, а я нет...» Так и получилась моя сестренка на папиной фотографии. Стоит хорошенькая беленькая девочка на крыльце дома, грустная, заплаканная.
...На школьном дворе громко играла музыка. И море цветов! Очень много народу было во дворе. Одних только нас, первоклассников, набралось в тот год шесть классов по 30 с лишком человек в каждом. Классы были от «А» до «Е». Сразу около двухсот первоклассников!
Свою учительницу Лидию Васильевну Постникову, строгую, но очень милую молодую женщину с русой косой вокруг головы, я уже знала. В те годы учителя будущих первоклассников обязательно заранее приходили к ним домой, знакомились с семьей, записывали сведения о родителях, задавали вопросы детям. Поэтому мы точно знали, к кому нам идти, тем более что Лидия Васильевна держала в руках транспарант с надписью - «1А».
Митинг и линейку помню плохо. Но зато помню, с кем рядом я стояла на линейке. Это была моя будущая школьная подружка Надя Уткина, серьезная симпатичная девочка с тугими косичками. До сих пор мы с ней общаемся с удовольствием.
Учительница быстро рассадила нас по партам и рассказала нам о нашей стране, о нашем городе, о порядках в школе, о том, чему и как мы будем учиться, сделала перекличку, чтобы мы привыкли к именам одноклассников. И мы привыкли быстро. До сих пор я дружу с теми, кто был со мной на том памятном первом уроке: с Таней Мелеховой, Сашей Бабиченко, Колей Молодыченко, Надей Уткиной. И многими другими. Дай Бог всем вам, мои школьные друзья, здоровья, бодрости и долгих дней!
Как же загораются юным блеском глаза моих милых одноклассников, когда мы начинаем вспоминать наши школьные дни. «А помнишь, как собирали металлолом?», «А учительницу пения Галину Ивановну не забыли? Как ее фамилия? Вспомнила! Панибратченко, потом Волкова», «А директора, самого первого, Марию Николаевну Соловьеву? А другого директора, Брума Георгия Максимовича?» «А походы, танцы, школьные вечера, первую любовь?»
Ничего мы не забыли. Помним все наши лучшие десять школьных лет в любимой школе так, как будто это было вчера.
И когда первым осенним днем улицы наших городов заполняются нарядными первоклашками, нет-нет да и навернется непрошеная слеза, и в памяти ясно встает тот наш самый первый счастливый школьный день. И душа радуется! Ведь жизнь продолжается! Будьте счастливы, ребята, в добрый путь! Пусть школа будет к вам добра, как это было у нас!
Татьяна Букурова, г. Санкт-Петербург
Здесь можно подписаться на газету Пенсионерская правда