Почему в школах бывают белые вороны, хулиганы и классные шуты

13393
5 минут
Почему в школах бывают белые вороны, хулиганы и классные шуты Рисунок pixabay.com

Самую обычную общеобразовательную школу, пожалуй, не зря называют еще и школой жизни. Ведь там человек впервые учится жить в коллективе, находить общий язык со сверстниками, воспитывать в себе умение завоевывать авторитет и отстаивать свое мнение. В каждом классе есть популярные ученики, а есть и изгои. Кто-то претендует только на главные роли, а другие обходятся второстепенными. Одних «теневое» нахождение в классе вполне устраивает, они не хотят высовываться, а вот другие из кожи вон лезут, лишь бы только их заметили. Вот тут-то и появляются на школьном горизонте неуправляемые хулиганы, отвергаемые белые вороны и классные шуты. Двоечники и нарушители спокойствия никак не реагируют на замечания учителей, грубят, дерутся, прогуливают уроки и демонстративно не выходят отвечать к доске. Тот, кто выбрал роль весельчака, готов ради смеха одноклассников на все. Не успела учительница отвернуться к доске, как он тут же начинает строить рожи за ее спиной, передразнивать кого-то из отвечающих или по-другому привлекать внимание окружающих. Почему шуты и хулиганы активизируются именно в школьных коллективах? Что этому способствует?

Белая ворона

Почти в каждом классном коллективе найдется хотя бы один индивид, который имеет статус изгоя. Он, как правило, один сидит за партой, особняком держится на переменах и не имеет единомышленников среди сверстников в школе. Ежедневно он выносит насмешки и издевательства от одноклассников. Изгою нелегко жить в классе. Каждый день он идет на уроки как на бой с врагом. Переступив порог школы, он несет груз негатива, который, не задумываясь, выплескивают на него остальные ученики. Одноклассники в средствах не стесняются. Они пачкают его одежду мелом, поливают водой, прячут портфель, придумывают различные обидные прозвища, лупят на переменах и т.д. Порой диву даешься, насколько дети могут быть жестоки по отношению к себе подобным.

«Белая ворона» в классе появляется не на пустом месте. Кандидат на ее роль, как правило, отличается от остальных. Иногда он чересчур агрессивен и конфликтен, не умеет строить взаимоотношения со сверстниками. Следующей причиной могут стать низкая самооценка и неумение за себя постоять, неуклюжесть и неповоротливость. В некоторых случаях дети-изгои не желают расставаться с подобным статусом, потому что считают себя намного «выше и умнее толпы дураков». Обычно, выбрав в классе жертву, одноклассники в отношении к нему придерживаются определенных правил. С ним никто добровольно не сядет за парту, не заговорит и не пойдет в столовую, иначе подобная участь тут же настигнет «перебежчика», и он тоже станет в одночасье «белой вороной».

Образ хулигана

Принято считать, что роль хулигана на себя берут дети из неблагополучных семей. За ними присматривать некому, родителям плевать на их обучение, вот они и «воротят, что хотят». Оказывается, это далеко не так. Частенько зачинщиком всех мерзопакостных делишек оказываются детки из что ни на есть «приличных» семей. Это они во время урока могут запустить в учительницу тряпкой, сфотографировать на телефон «сцену наказания» одноклассника и выложить на одной из страничек в социальных сетях. Школьные тираны часто являются подстрекателями драк после уроков и разборок на переменках. Почему эти ученики так ведут себя и что им нужно от остальных, кроме внимания к собственной персоне?

Зачастую за комплексом превосходства скрывается комплекс неполноценности. Конечно, есть среди агрессоров и такие, кто за «наездами» на себе подобных, прячет свою несостоятельность и трусость. Однако часто хулиганами становятся те, кто привык относиться к окружающим с чувством превосходства и надменности. Почему бы не проявить свои агрессивные замашки в школе? Ведь учитель там «ни на что не имеет права», а одноклассники, посмотрев на расправу с очередной жертвой, ни за что не будут вмешиваться, дабы не оказаться на ее месте. Зачинщик имеет высокий уровень притязаний, он прикладывает немало усилий, создавая вокруг себя соответствующее окружение. Одноклассники зачастую осуждают агрессивное поведение хулигана, но открыто об этом заявить не решаются.

Классный шут

Эта роль не из простых. Человек, избравший подобный стиль поведения, предупреждает нападки окружающих в свой адрес, но платит за это порой высокую цену. После того, как «шут» любыми методами стремится вызвать смех одноклассников, он все последующие годы учебы уже не будет восприниматься ими всерьез. Во время уроков «клоун» выкрикивает разные шуточки в адрес учителя или отдельных учеников, преследуя только одну цель – внимание к своей персоне. Порой он так старается рассмешить других, что не останавливается ни перед чем. Легко возбудимый, экспрессивный, вспыльчивый и не совсем уверенный ребенок может позволить себе издеваться над собой же. Так, например, шут в классе намеренно раскрашивает себе лицо мелом или красками, вешает на грудь прозвище – обзывалку, снимает с себя рубашку, оставаясь в таком виде до прихода учителя. Ребята над такими выходками смеются, подливая масла в огонь и закрепляя такое шутовское поведение.

Останься собой

Может быть, кто-то, прочитав эти строки, узнал в этих трех героях своих одноклассников или даже себя. Главное в любом коллективе оставаться самим собой. Не стоит стараться быть хорошим для всех, поскольку это все равно невозможно. Купить авторитет кулаками, наплевательским отношением к окружающим или дурацкими насмешками нельзя. Порой обидчику нужно платить той же монетой, которой он щедро одаривает других. Не бойтесь делиться проблемами с учителями и родителями. В наших школах до сих пор еще работают люди, которым не наплевать на учащихся. Запомните, все неразрешенные школьные детские проблемы не рассосутся сами по себе. Их обязательно нужно решать сразу же, как только они начали портить вам отношения с окружающими. Иначе эти проблемы плавно перетекут в вашу взрослую жизнь.

Е. Харланова, психолог


Здесь можно подписаться на газету Бабье царство


Читайте также

Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.