Фото Нины Рябининой
«Нераздельной Троице поклоняемся»
Догмат Святой Троицы – это основной догмат христианства, или, говоря светским языком, непререкаемая истина. На нем зиждется вся христианская вера. Но этот догмат также и самый трудный для человеческого понимания.
Порой мы просто не можем нашим умом понять, как же это так: Лиц три, и в то же время Бог один; не три бога, но один Бог, и в то же время в трех лицах: Отец, Сын и Святой Дух.
Это можно постигнуть только силой веры. Именно силой веры мы понимаем и воспринимаем Троицу и говорим: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельной Троице поклоняемся».
Святая Троица сопровождает каждого христианина на всем протяжении его жизненного пути. Он еще только родился, а священник знаменует его, нарекая во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, крестит его также во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Когда человек вступает в брак, его венчают во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Когда мы приходим в храм на исповедь, священник разрешает нас от наших грехов именем Отца, и Сына, и Святого Духа. И когда наше бездыханное тело Мать Церковь провожает в последний путь, она также призывает Святую Троицу – Отца, и Сына, и Святого Духа.
«Низпослав им Духа Святаго»
Смысл сегодняшнего праздника раскрывает нам его главное песнопение: «Благословен еси, Христе, Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе». Этими словами праздничного тропаря мы раскрываем смысл сегодняшнего праздника, знаменуя этот день не только Днем Святой Троицы, но и днем рождения всей Святой Церкви.
Мы знаем, что на пятидесятый день после Пасхи и на десятый день после Вознесения Иисуса Христа был еврейский праздник пятидесятницы. В этот день у евреев заканчивалась жатва. Празднуя это событие, иудеи приносили Богу благодарственную жертву от земных плодов. Также этот день был и воспоминанием того, как на Синайской горе Господь дал Моисею закон. Этот день благочестивые евреи проводили в совместной молитве. Вне сомнения, и апостолы, воспитанные Христом в почитании закона, собрались вместе в Сионской горнице, бывшей местом Тайной вечери. Была с ними и Матерь Иисусова Мария. И вот в третий час (в нашем понимании в девять часов утра), когда они пребывали в молитве, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на разных языках» - так повествует нам об этом событии евангелист Лука, участник христианской Пятидесятницы.
Необычайное явление привлекло толпу любопытствующих, и тогда апостолы вышли из горницы и стали проповедовать учение Христа, которое они только сегодня и поняли до конца. В этот праздничный день Иерусалим был переполнен людьми разных национальностей, и велико было их удивление, когда простые и неученые рыбаки стали говорить с каждым на его родном языке. Стали славить Бога на разных доселе не известных им языках.
Откуда появилась у них эта премудрость? Кто или что переделало простых рыбаков в столь мудрых проповедников, что, по слову евангелиста, в тот день присоединилось к ним душ около трех тысяч, а на следующий день после проповеди Петра и Иоанна еще пять тысяч уверовали в то, что еще вчера казалось небылицей?
Воистину, по слову тропаря, Господь явил премудрых ловцов, и сетями своего учения они стали завоевывать мир, уловлять вселенную. И вот уже две тысячи лет это Божественное учение расходится по всему миру и обильно несет благодать Божию всякой жаждущей душе, и нет в мире преграды, которая могла бы остановить этот поток.
Благодать Святого Духа, сошедшая на апостолов, преобразила их, а к словам апостольским стали все прислушиваться. И мы, дорогие братья и сестры, вспоминаем Святую Троицу ежедневно. Каждая церковная служба – и вечерня, и утреня, и Литургия – начинается с обращения ко Святой Троице. И все наши утренние и вечерние молитвы мы начинаем с обращения ко Святой Троице – Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Как важно найти общий язык!
Сегодняшний праздничный день предлагает нам задуматься о нашем бытии.
Вспомним, как в ветхозаветной истории люди захотели стать выше Бога и сделать такую башню, чтобы достать до Неба. Господь, чтобы их вразумить, разделил их языки, и они перестали понимать друг друга. А вот в Сионской горнице, наоборот, Святой Дух, сошедший на апостолов, дал им дар говорить на всех языках, и они стали с каждым говорить на его языке.
Вот мы часто говорим: «Они нашли общий язык». И порой не задумываемся, откуда берет начало это выражение. А ведь как раз с тех времен.
В Ветхом Завете люди забыли Бога и потеряли общий язык. В Новом Завете Господь ниспослал Духа Святого на апостолов, и они сразу стали находить общий язык со всеми.
И нам, дорогие друзья, в нашей жизни необходимо стремиться к тому, чтобы находить общий язык друг с другом. Потому что, если мы находим общий язык, значит, с нами Бог. Если же мы не находим общего языка с окружающими, значит, далека от нас благодать Божия. А христианин призван стяжать Духа Святого, чтобы он помогал находить этот общий язык, объединяя нас друг с другом, а значит, сближал нас с Богом.
«Я лоза, а вы ветки»
И еще на одну особенность сегодняшнего праздника хотел бы обратить ваше внимание.
Когда ветхозаветные евреи, освободившись из египетского плена, на пятидесятый день подошли в Синайской горе, там Господь дал Моисею десять заповедей, которые и по сей день служат нам ориентиром в нашей жизни.
Это было время весны, и вся Синайская гора была покрыта цветущими деревьями и молодой зеленью. Когда мы украшаем храмы и наши дома зелеными веточками, то в этом есть глубокий сакраментальный смысл!
Каждая зеленая веточка – это душа, которая расцветает и зеленеет после зимней спячки оттого, что к ней прикоснулась Божественная благодать и наше сердце расцвело.
Но мы знаем, что ветвь свежа только тогда, когда она растет на дереве, а когда она оторвана от дерева, то через несколько дней засыхает.
Так и душа человеческая: пока она держится за ствол, за лозу, к которой привита, она жива и цветет. Но стоит ей оторваться от этой лозы, она также засохнет. Ведь сам Господь нам сказал: «Я лоза, а вы ветки».
И вот пока эти ветки держатся этой Лозы, то есть Христа, они живут, цветут и благоухают. Стоит душе оторваться от Лозы, от Христа, и она также засохнет, как засохнут вот эти деревца и ветви, побывшие несколько дней оторванными от своего корня.
«Обнови нас, молящих Ти ся»
Стремитесь же, братия и сестры, всегда быть с Богом. И в этот праздничный день с особенным усердием, с особенным чувством будем просить у Бога, чтобы Он не оставил нас, не лишил нас благодати Святого Духа, которая нам была дана при крещении, которая дается нам в Таинствах, и от которой мы очень часто отдаляемся своими грехами и беззакониями.
Будем сегодня особенно молиться словами молитвы, которую священник произносит во время Божественной литургии: «Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». Аминь.
День Святой Троицы
Ниспослав нам всем Духа Святого,
рыбаками весь мир уловив,
Свет Христов просвещает Вселенную,
став сокровищем в душах благих.
В праздник Троицы,
с молитвою искренней
очищая от скверны людские сердца,
верим: Жизни Податель,
Утешитель истинный
души наши спасет до конца!
Иерей Виктор Крючков, г. Москва
Здесь можно подписаться на газету Завалинка