Отец меня всему научил

23516
8 минут
Отец меня всему научил Фото unsplash.com
В «Пенсионерской правде» №6 (стр. 19) опубликована заметка–идея «Вспомним почти забытое…». Речь в ней о ремеслах и промыслах ушедшего столетия, о том, чтобы вспомнить о них и рассказать.

Мне есть чем гордиться и что вспомнить. Мой отец был на все руки мастер. И дядя Гена, брат моей матери, такой же. Вот от них я в детстве и юности кое-чему научился. Для начала расскажу незабываемую детскую историю.

Случай в кузнице
Как быстро летит время! Давно ли босиком бегал я, совсем маленький. И деревья казались большими. И село наше было похоже на сказочную страну, в которой можно потеряться. 

На пригорке у маленькой речки, недалеко от бывшего помещичьего дома, стояла черная без окон изба. Оттуда доносились звонкие удары. Это была кузница, где работал мой отец.

В детстве я любил заходить в кузницу, вдыхать своеобразный аромат жженого металла. Робея, я долго стоял в дверях, пока отец Иван Егорович, Анатолий Егоров и дедушка Яша не заметят моего тихого присутствия и не пригласят зайти.
- Ну что, Гена, помогать пришел?

Я кивал головой. Видел, как они брались за рычаги и качали меха. Из синего пламени горнила кузнец выхватывал длинными щипцами раскаленное добела железо, и тут начиналось непостижимое действие. Кусок, словно живой, крутился с боку на бок на наковальне, разбрызгивал из-под молота по всей кузнице искры, удлинялся, без особых усилий загибался в калач. В середине его и на концах молотком вытягивались небольшие шипы. Кузнецы улыбались и спрашивали:
- Догадываешься, что у нас будет?

И подсказывали:
- Подкова будет. Для лошади.

Не раз мне приходилось видеть, как они возле кузницы подковывали лошадей. Кто-то из них ловко сгибал ей ногу в колене, клал на подставку, привязывал, брал инструмент вроде стамески и принимался срезать сухие мозоли под копытом. 

Примеривал подкову, вырезал лишнюю часть копыта. Затем снова накаляли подкову, прикладывали ее к тому месту, где она должна быть. Подкопытная мозоль шипела, источая вонючий дым. Зато лежать подкова будет плотно. Оставалось остудить ее в корыте и прибить плоскими гвоздями к копыту.

Надо сказать, что ковать лошадь – одно из самых опасных занятий в мире. За одно подкованное копыто кузнец может получить три-четыре удара в подбородок другим, неподкованным. Поэтому у кузнецов подбородки крепкие, как говорят в народе, лошадиные. И моим родным землякам доставалось. И они получали удары. Но за такие оплеухи им никто не доплачивал, как за вредное производство.

И вот однажды в этой кузнице мне не повезло. Я поплатился за свое детское любопытство. Мог бы остаться и без руки. А точнее, правая кисть была бы неработоспособной. Как-то в очередной раз я зашел в кузницу. Из открытого горна дым выходил через подвешенный к потолку широченный металлический вентилятор с трубой. У горна стояли кузнецы. Они раскаляли добела болванки и выбрасывали их на пол. Меня потрясла эта сцена. Раскаленные бело-красные бесформенные куски железа показались мне красивыми игрушками. Я схватил одну из них, хотел подать отцу. И закричал от сильной боли - кусок железа прилип к ладони. Первым подбежал ко мне дед Яша. Он сильно, резко ударил своей тяжелой рукой по моей ладони. Раскаленная болванка упала на пол. Отец схватил меня на руки и побежал в медпункт.

Ожог был очень сильным. Ладонь лечили долго. К счастью, все зажило благодаря дедушке Яше, которого по детской наивности я много лет боялся как огня. Это потом я понял, что он сохранил мне руку, быстро отбив болванку.

Дед Яша, кузнец-художник, передал свой опыт моему отцу и Анатолию Егорову. Это они вместе много лет (в военные и послевоенные годы) работали с утра до позднего вечера, чтобы бороны, косилки, грабли, тележные колеса, веялки, сеялки, плуги работали безотказно. Они изготавливали и заказы для фронта, и другой мелкий инвентарь. Были мастерами своего дела.

Золотые руки отца
Мой отец всегда старался, чтобы я умел делать все, что он сам умеет. А умел он многое, мог срубить баню и даже дом. Мне приходилось наблюдать за его мастерством и помогать ему. Например, совсем непросто связать рыбацкую сеть. Тогда ведь сетки были дефицитом и стоили дорого, поэтому вязали их сами.

Помню, отец сматывал капроновые нитки в большие клубки, я ему помогал. Затем он челноком, так называемой кличкой, вязал сеть. Причем не хуже фабричной.

Отец делал для вязания основу, чтобы ячейки получались ровными. Работа эта была для нас нудной и кропотливой, но очень хотелось иметь свою сеть. Поэтому вечерами приходилось терпеливо работать. А моя старшая сестра Валентина в это время читала нам очередную книжку.

Зимой отец готовился к охоте на зайцев. Он доставал из-под печи специальную форму для изготовления дроби. Ставил в печь на угли в плошке свинец. Когда свинец растапливался, он через отверстие выливал его из плошки в форму и ждал, когда металл остынет. Через некоторое время открывал форму. На получившейся свинцовой пластинке со всех стон висели бусинки. Он брал ножницы, срезал дробь и позволял мне делать то же самое.

Когда дроби набиралось на несколько зарядов, клал ее в большую чугунную сковородку, сверху накрывал перевернутой сковородкой поменьше и начинал дробь закатывать, чтобы  она получалась ровная. И я видел, что она была почти такая же ровная, как и фабричная. Занимался этим делом отец, как правило, до поздней ночи. А я, насмотревшись на это ремесло и кое в чем помогая, ложился спать и засыпал мертвым сном.

Помню, как строил отец лодку. И я по мере сил в этом участвовал. Самому смастерить лодку было, конечно, очень трудно. Особенно когда надо сгибать доски, да так, чтобы они не лопались. Их долго вымачивали в воде, а затем медленно сгибали. Когда прибивали доски одну к другой, то их скрепляли заклепками, а потом лодку тщательно смолили.

Затем спускали на воду. И если где-то протекало, снова смолили. В постройке лодки без помощи брата моей матери Федора Семеновича Зеренинова не обходилось. Он знал все тонкости этого непростого дела.

Мне было интересно наблюдать и помогать, когда отец плел ограду. Тогда из-за дефицита досок участок двора в селе ограждали плетнями. Такие заборчики декоративны, не массивны, не скрывают насаждения наглухо – растения должны дышать. Помню, и арбузные плети вились по тем плетням.

Сначала отец плел каркас из ровных кольев: затачивал концы и вбивал в землю на равном расстоянии, на глубину не менее 20 сантиметров и перевивал, не плотно, более тонкими прутьями. Торчащие из плетеной поверхности концы подрезал острым ножом.
В деревне много работы. И без золотых рук отца тяжело бы было нашей семье. Я многому научился, глядя на него. Ходил я и к дяде Гене, брату моей матери, который был единственным в селе бондарем. Смотрел, как он строгал детали к бочкам. У нас их тогда называли кадушками. В них солили капусту, огурцы, помидоры, астраханскую крупную и жирную по тем временам селедку, а также куски осетра.

Умел делать дядя Гена еще табуретки и столы. Это столярное дело мне очень понравилось. После окончания семилетки я поступил в Астраханское ПУ-2 по специальности «рулевой-столяр». Рулевой – это стоять у штурвала и вести плавучее средство по указанному курсу. А профессия столяра нужна была для того, чтобы в зимнее время, когда суда стоят в порту на ремонте, рулевой мог работать по ремонту и изготовлению столярных изделий в цеху.

Профессия столяра мне пригодилась в жизни. Дома у родителей я сделал табуретки, стулья, столы, комод, деревянный диван для отдыха под навесом. Все получилось качественно, потому что все я делал с любовью к этой профессии. После смерти родителей эту мебель отдали односельчанам. У некоторых она сохранилась до сих пор.

И я до сих пор столярное дело не забываю. В квартире, где живу, для прихожей сделал тумбочку, шкафчик для книг и медицинских препаратов. Для этого надо иметь много инструментов. И они у меня есть.

Как наточить кухонные ножи
Расскажу мужчинам и одиноким женщинам, как надолго сохранять острыми лезвия кухонных ножей при их заточке.
Чтобы сделать острыми края ножей, надо иметь несколько брусков (специальные камни для заточки и шлифовки) четырехгранной формы: из грубого камня, из среднего и шлифовальный. Его называют бруском для наводки лезвия ножа. Начинать заострять лезвие нужно с грубого камня движением руки вперед-назад, при этом нож надо переворачивать. Затем большим и указательным пальцами пощупать острые края. Убедившись, что край стал острым, нужно переходить к бруску среднего камня, а затем к последнему шлифовальному. При этом бруски надо смачивать водой.

А теперь самое главное. Убедившись пальцем руки, что лезвие стало острым, надо поводить два-три раза им по твердой доске. Этим самым вы снимаете фальшивку острого края ножа. После этого нужно снова наточить лезвие на шлифовальном бруске и снова два-три раза провести по твердой доске. Можно на этом и закончить. Или повторить еще раз. Однако последняя заточка ножа должна быть без применения твердой доски.

Точно так же нужно затачивать лезвия столярных инструментов. Об этом методе нам рассказал мастер-преподаватель столярного дела. Так что и это мое не забытое ремесло пригодилось в жизни.

Желаю успехов тем мастерам своего дела, которые передают опыт молодым. Тогда наши ремесла не будут забыты.

Геннадий  Баганин, г. Великий Новгород

Здесь можно подписаться на газету Пенсионерская правда



Читайте также

Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.