Изображение pixabay.com
Подозрения
Потом подобные отлучки стали объясняться рыбалкой, охотой и просто чисто мужскими посиделками с друзьями. А однажды, за несколько дней до 9 Мая, муж уехал в командировку в Свердловск и накануне праздника домой почему-то не вернулся. Сотовых тогда не было, и я начала было волноваться. Но потом сама же его оправдала и успокоила себя. Наверное, заехал в Ревду. У него там жили родная тетя и сестра с семьей.
На следующий день ко мне приехала подруга Лариска, с которой давно не виделись. А моему удивлению не было предела, когда мы пошли в магазин, и я увидела там водителя служебного автомобиля моего мужа. От неожиданности он не мог вразумительно объяснить, почему он уже дома, а его начальник еще в командировке.
С той самой поры сомнения стали одолевать меня чаще и чаще. И, наконец, наступил день решительного разговора. Нет, мы не кричали друг на друга. Стиснув зубы, я спросила только: «Уже долгое время ты постоянно лжешь мне. У тебя есть другая женщина?»
И муж сначала ответил с вызовом: «Да!» Но потом начал все отрицать. Мол, сказал так, потому что надоели мои подозрения.
По ночам я почти не смыкала глаз. На работу ходила как больная. «Предал», - постоянно стучало в голове. Я была растеряна. Никого не хотелось видеть… И, наоборот, очень хотелось поверить мужу… Но потом я взяла себя в руки и решила довести начатое до конца.
Преступление
Скажу честно, я никогда бы не сделала того, что пообещала мужу. Слишком хорошо знала цену документам. Но все же пошла… на шантаж. Взяла паспорт, военный и партийный билеты и потребовала назвать фамилию и имя любовницы, ее адрес. Иначе грозилась уничтожить документы. Муж тут же написал мне ее имя и адрес. И тихо добавил: «У нее в ограде злая собака…»
В тот день я едва дождалась окончания рабочего дня и поехала по названному адресу. Но ворота ее половины дома были закрыты. Зато у соседних ворот сидела на лавочке бабушка. Увидев меня, спросила приветливо: «Вы к Люде?». «Да», - ответила я. А она продолжала: «Она, наверное, еще на работе, но скоро должна подойти. Идите со мной, посидите, подождите…»
Я не отказалась. И словоохотливая старушка-соседка рассказала мне о Люде много интересного. С мужем давно в разводе. Двое детей: мальчик 17 лет и дочь десяти. Красивая, хозяйка хорошая. И совсем недавно жил с ней мужчина моложе нее. Но она с ним рассталась, как только у нее появился Виктор Анатольевич (мой муж). Такой уважительный мужчина. Дровами обеспечивает. В огороде помогает. Дефицитные продукты ко всем праздникам привозит (тогда было время дефицита).
- А отношения между ними какие?
- Загляну иногда под вечер к Люде за хлебом или солью. А она Виктора ждет – стол накрыт и бутылочка на столе…
Спрашиваю:
- А семьи у него нет?
Охотно отвечает:
- Была. Но жена его совсем заела. Он ее давно не любит. А с Людой у них настоящая любовь…
После этих слов захотелось убежать от этого дома без оглядки. Но тут я заметила, что в соседние ворота вошла женщина моих лет, а бабушка ее, видимо, проглядела. И я решила все же поговорить с соперницей.
Разговор
Во дворе, действительно, была злая собака (муж предупредил). Но я спокойно вошла в сени и постучала в дверь. Ее открыл мальчик примерно одного возраста с моим сыном. Спросила, дома ли мама. Он показал – пройдите в ту комнату. И я вошла.
За столом сидела симпатичная темноволосая женщина.
- Людмила Михайловна, - опередила ее вопрос я. - Меня зовут Галина Александровна. Я жена Виктора Анатольевича. И хотела бы поговорить с вами…
Женщина заметно покраснела, но взяла себя в руки:
- А почему именно со мной?
- Да потому что мой муж ночует у вас…
- Это не так. У меня нет мужа. Двое детей. И Виктор Анатольевич просто помогает мне: дрова привезти, воду в огород провести…
Чувствую, что у меня начинается нервная дрожь. Но хочу довести разговор до конца. Ее ложь придает мне сил:
- Муж уверяет, что спит с вами. Но если это не так, на вашем месте я подала бы на него заявление в суд за клевету…
В ответ молчание. Прерываю его, потому что боюсь расплакаться. Предлагаю, если у них все серьезно, забрать его насовсем. Чтобы муж перестал мучить меня и сына своими регулярными наездами. Она поясняет, что не может указывать ему, как себя вести. Предлагаю ей поставить вопрос ребром: мол, решай – или переезжаешь ко мне, или остаешься с семьей…
Сожаление
За воротами слезы хлынули ручьем. Не помню, как шла к остановке автобуса и переходила улицу. Белая водолазка стала черной от туши с ресниц. И, наверное, впервые стало больно в левой стороне груди. Тогда я еще не знала, что так болит сердце.
На работе о своем посещении любовницы мужа я рассказала не сразу. Да и вообще не хотела рассказывать об отношениях в семье. Но шила в мешке не утаишь. И, в конце концов, я поведала женщинам об этом визите. Реакция была почти одинаковой. Муж – негодяй. А любовница – хищница. Увидела, что неплохой мужик, и сделала все, чтобы охмурить его. Вот и бутылочку к ужину на стол ставит, пока совсем к ней не переехал! Но особенно мне понравилась и даже рассмешила реакция любимой всеми Тамары Петровны, начальницы административно-хозяйственного отдела. Она с искренним удивлением спросила у меня: «Вы что, ее даже за волосы не оттаскали, и стекла в окнах не выбили?»
Тогда, чтобы доказать, что не раздавлена случившимся, я говорила сочувствующим мне, что эта женщина ни в чем не виновата. Ей нравится мой муж, но ведь и я люблю его. А если мужчина не любит, то его все равно ничем не удержишь… Но тогда я кривила душой. Мне было очень больно.
Прозрение
Только после долгих раздумий и размышлений я пришла к выводу, что в семейном разладе всегда виноваты обе стороны. Так было и у нас. С годами счастливой семейной жизни я стала считать мужа своей собственностью. И думала, что он никуда не денется. Привыкла к тому, что всегда будет так, как я хочу. Следила за чистотой, но не умела вкусно, с любовью готовить. Муж готовил вкуснее. Нет, он не был ангелом. И у него хватало недостатков. Но, возможно, в другой женщине он нашел те достоинства, которых не было у меня. Или наши отношения с годами стали обыденными. А я просмотрела, не заметила, когда это произошло.
Наказание?
Нет, вы не угадали. Развод не состоялся. Точной причины и сегодня назвать не могу. Муж вернулся домой. То ли потому, что заболел. А может, потому, что Людмиле надоела неопределенность. Попросил прощения. Я сказала, что из дома его никто не выгонял. Через несколько месяцев Людмила Михайловна вышла замуж и уехала в другой город.
А еще немного погодя муж сильно простыл и тяжело заболел. Год лежал в больнице. После работы я редкий день не навещала его. Когда было тепло, уходили на речку. Подолгу и обо всем говорили с ним. Но больной для обоих темы не касались.
Когда муж вышел на работу – надеялись, что все позади. Но здоровье до конца так и не восстановилось. Как и не восстановились наши отношения. Еще несколько лет мы жили в одном доме, но были больше соседями по квартире. И вот уже 25 лет прошло после его смерти.
Эту историю я рассказала внучке, которая растит маленькую дочь и только учится семейной жизни. С просьбой не торопиться делать скоропалительных выводов обращаюсь ко всем женщинам, у которых нелады в семье. Не обвиняйте во всем когда-то любимого вами мужчину. Ведь большинство из вас образуют семейный союз по любви. Найдите в себе мужество признать и свои ошибки. Постарайтесь исправить их. Будьте внимательнее к своей половинке. И, возможно, в вашу семью вновь вернутся совет да любовь.
Г. Александрова, г. Тюмень
Здесь можно подписаться на газету Деревенские истории