Новости Северодвинска и Архангельской области

Часовенка в землю вросла

26.12.2015
Изменить размер шрифта
Фото foto-planeta.com

«Из Амбурских на Большую Кудьму» – под таким названием в городском краеведческом музее прошла встреча, посвящённая одному из древнейших поселений на территории нынешнего Северодвинска – Большой Кудьме. На презентацию были приглашены потомки кудьмозёр.

Известно, что, несмотря на административные репрессии в первой половине XIX века, после разорения Амбурского и Красногорского старообрядческих скитов часть скитниц ушла в Кудьму. И я даже подумать не могла, что старообрядческая часовенка в Лахте сохранилась до сих пор. Моленная вросла в землю, на крыше нет креста. Бесчисленное число раз я ходила по Кудьме, думала, что это погребок, ан нет...

Ряд культовых предметов из часовенки был передан хозяйкой в дар музею. Посетители могут видеть предметы из последней экспедиции главного хранителя музея Елены Луцковской: фотографии жителей деревни, щипцы для завивки волос, скально, мебель, тульский самовар, мужскую рубаху, женское платье и сарафан.

Первое чувство: молодцы музейщики, что начали изучать! Второе: слишком поздно… Грустные мысли. Красивые места, когда-то добротная деревня. Люди жили, растили детей, выращивали скот, возделывали поля, заготавливали лес, ловили рыбу в Кудемском и Трестяном озёрах, собирали грибы-ягоды, и почти в одночасье случился массовый исход в связи с постройкой Молотовска. Правда, ещё в 1962 году жителей там было более тысячи. Радует лишь, что деревня не брошена. Старожилы и их потомки используют вековые дома как дачи на лето. А уж обычных дач вокруг Табор, Волости и Лахты – деревень, входящих в Большую Кудьму, - не счесть.

…А ведь на чердаке дома в посёлке, где я жила до замужества, было много предметов деревенского кудемского быта: утюги, скально, скалки, мебель, сундук с одеждой и платками, иконы, даже Библия. И всё это было оставлено при продаже дома. Мы психологически были настроены на жизнь в городе, среди уюта городских квартир и асфальта. И только сейчас, на закате жизни, тянет к прошлому, изучению родо-словной. Деревня – это та нива, на которой всколосилась наша северная культура, наша этика, нравственность, наша философия, наш чудо-язык.

Надеемся, что при изучении кудьмозерских поселений и сбора этнографических материалов музейщики ещё не раз порадуют открытиями. А Елене Луцковской большая благодарность за память о Большой Кудьме, которая стала уже историей.

Галина КОВАЛЬ

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий