Новости Северодвинска и Архангельской области

Строили-строили, а жить некому

04.02.2018
Изменить размер шрифта
Фото Владимира Ларионова-мл.

«Вечерний Северодвинск» разбирался, почему пустуют десятки квартир в социальных новостройках.

Более трёх тысяч квадратных метров жилья сегодня пустует в социальных новостройках на улице Лесной, 28, и проспекте Морском, 63. Сколько это в квартирах, а не в метрах, в комитете по управлению муниципальным имуществом городской администрации точно не знают, но по самым грубым подсчётам получается не меньше полусотни. Новоселья по программе переселения сегодня ждут 104 собственника, а также их дети, супруги и другие родственники. 

Семья Ольги Шумиловой сидит на чемоданах с осени. У супругов двое взрослых детей, которые уже работают, но пока не могут приобрести своё жильё, и внучка. В трёхкомнатную квартиру в деревянном доме семья переехала 15 лет назад из коммуналки. Когда покупали квартиру, рассказывает Ольга Викторовна, даже разговоров не было, что дом аварийный, стены затрещали гораздо позже, когда им фундамент при помощи городков «подправили». Дом попал в программу переселения граждан из аварийного жилья.

Сегодня в доме остаются только Шумиловы. Некуда им переезжать, а мэрия предложила такой вариант переезда, что женщина даже спустя несколько месяцев не может спокойно говорить о нём, на глаза наворачиваются слёзы. Чтобы переехать из квартиры площадью 79 квадратных метров в «трёшку» в социальной новостройке площадью 76,4 квадратного метра, семью попросили доплатить 1 миллион 813 тысяч рублей. Такую разницу насчитали оценщики между рыночной стоимостью жилья в аварийном доме и рыночной ценой предлагаемой квартиры. Причём ипотечный кредит в этой ситуации банки людям не дают, ссылаясь на то, что соглашение с мэрией не является договором купли-продажи. Хотя очень его напоминает. И кстати, сначала чиновники предложили подписать собственникам соглашение, в котором они принимали условия мэрии, и только спустя две недели люди смогли увидеть ту самую квартиру, о которой шла речь в документах.

Ольга и другие собственники жилья в аварийных домах никак не могут понять, почему жильё, построенное за бюджетные деньги, из расчёта 40-42 тысячи рублей за квадратный метр, спустя короткое время мэрия Северо-двинска предлагает людям выкупать уже по цене от 54 до 57 с лишним тысяч рублей. 
В мэрии ссылаются на закон. Говорят, собственники жилья в аварийных домах, попавших в программу переселения, имели право выбрать:  получить выкупную цену за своё имущество или другое жилье. Большинство выбирало деньги. Условия же получения другого жилья оговаривались сразу, пояснила ведущий специалист отдела муниципальной собственности КУМИЗО администрации Северодвинска Наталья Гладышева:

- Граждан, которые выбрали получение другого жилого помещения, мы заранее пре-дупреждали, что будет доплата. Размер доплаты мы сразу назвать не могли, но рекомендовали посмотреть, сколько стоят подобные квартиры, они сегодня есть на вторичном рынке. Мы действуем строго в соответствии с законодательством — Земельный кодекс устанавливает порядок изъятия участков, там написано, что мы должны определить рыночную стоимость как изымаемого имущества, так и того имущества, которое будем предоставлять. Областная программа переселения предусматривает соблюдение 32-й статьи Жилищного кодекса, а она отсылает к Земельному кодексу.

По словам Ольги Викторовны, в тот день, когда их пригласили на подписание соглащения, многие  их товарищи по несчастью из кабинета чиновников выходили в состоянии шока. Где взять сотни тысяч рублей? Кому-то надо доплатить 400 тысяч, а кому-то и два миллиона. А среди переселенцев есть и те, кому уже по возрасту ни один банк не одобрит ни ипотечный, ни потребительский кредит на такие суммы. 

У многих из тех, кому предложили переезд с доплатой, возникли вопросы и по методу, который применяли оценщики. Почему использовался сравнительный, а не затратный подход? Зачем у социальной новостройки учитывать этаж (первый - дешевле, второй - дороже), наличие балкона, метраж квартиры? Чтобы собственникам пришлось больше доплачивать, а город получил доход? В мэрии опять ссылаются на закон, в этом случае - об оценочной деятельности, которым утверждается федеральный стандарт оценки недвижимости. Мол, оценщики обязаны использовать сравнительный метод, а затратный подход не рекомендуется для оценки частей объектов недвижимости — жилых и нежилых помещений. Но только «не рекомендуется» разве означает «запрещено»? 

На «горячую линию» государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» поступило уже несколько устных и письменных жалоб от северодвинцев, оказавшихся в такой ситуации, как семья Шумиловых. Звонила в фонд и Ольга Викторовна. Там ей сообщили, что её семья вообще ничего не должна доплачивать, платить необходимо только за «излишки», если предоставляемое собственникам жильё больше, чем то, что город у них изымает. Но в ответ на эти аргументы северодвинские чиновники отправляют читать Жилищный кодекс. 

За комментарием «Вечерний Северодвинск» обратился к юристу Дмитрию Барабашу. Он и Жилищный кодекс читал, и судебную практику по этой проблеме изучил - и убеждён, что правда в этой ситуации на стороне Ольги и её семьи. К нему уже обратились более десятка горожан, столкнувшихся с такой же проблемой. Причём многим из них чиновники предлагают жильё большей площади, чем то, что в аварийном доме, а это значит, что людям надо искать солидные средства на доплату. Это при том, что закон требует обеспечить граждан, которые переселяются из аварийного жилого фонда, равноценным жильём, уточняет юрист. По программе переселения муниципалитет, получая средства государственного бюджета, должен заказать у застройщика конкретное жилое помещение. И «просчёты», скажем в восемь метров, здесь недопустимы. Юрист согласен, что доплату могут попросить, но только за тот небольшой «излишек», который образовался, потому что небольшие отступления возможны при строительстве дома. Причём, отмечает Дмитрий Барабаш, он смотрел программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, принятые в других регионах, и такой оговорки о доплатах за «излишек», как в нашей областной программе, больше не видел нигде. 

- Верховный суд говорит: если дом признан аварийным и вошёл в программу переселения, то либо у собственника выкупается жильё в соответствии с 32-й статьёй Жилищного кодекса, либо он обеспечивается жильём по Закону «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» и по программе переселения, которая принята в каждом регионе. Обстоятельства уже разъяснял Верховный суд, высказывался по этому вопросу и Конституционный суд. Здесь имеет значение только площадь жилья, - считает Дмитрий Барабаш.

Юрист, так же как и сами собственники жилья в аварийных домах, оказавшиеся в сложной ситуации, убеждён, что в данном случае у муниципалитета нет никакой необходимости заказывать рыночную оценку стоимости квартир в только что построенных по муниципальным контрактам домах. К чему лишние расходы из бюджета? Свою позицию юрист сейчас обосновывает в суде. 

Один из собственников квартиры в «деревяшке» принёс юристу свою переписку с Фондом содействия реформированию ЖКХ, который как раз и занимается распределением и контролем за расходованием государственных средств на реализацию программы переселения из ветхого и аварийного жилья. Судя по всему, в фонде тоже недоумевают, почему северодвинцев просят доплачивать за жильё, которое должно предоставляться на безвозмездной основе. Очевидно, что в фонде читали пресловутую 32-ю статью Жилищного кодекса, поскольку тоже на неё ссылаются. Но при этом госкорпорация просит региональное министерство ТЭК и ЖКХ объяснить, почему северодвинцам предлагают доплачивать за предоставляемое жильё, да ещё исходя из расчёта 54 тысячи рублей за квадратный метр, если по контрактам цена не превышала и 42 тысяч рублей. 

В северодвинской мэрии настаивают на своём: действуем по закону, а если не правы, пусть поправит суд. И готовят новые иски к тем, кто добровольно не согласился переселяться на предложенных условиях, - о принудительном заселении в новое жилое помещение с взысканием доплаты. Кстати, всего, по данным администрации города, на переселение с доплатой согласились пять собственников, речь идёт в общей сложности о 116 квадратных метрах. 

Параллельно в мэрии обсуждается вопрос о возможности предоставления рассрочки таким переселенцам, как семья Ольги. Как, на каких условиях, пока не ясно. Свои заключения должны дать специалисты финансового, экономического, правового управлений, сделан запрос и в налоговую инспекцию. Все думают. Глядишь, к тому времени и судебные процессы завершатся, и Фонд содействия реформированию ЖКХ со своей позицией определится — ответы наших чиновников до Москвы уже должны были дойти. 

Оксана Козицына

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий