Новости Северодвинска и Архангельской области

Город-ансамбль. Архитектурный очерк о Северодвинске

26.08.2018
Изменить размер шрифта
На площади Победы никаких лишних фонтанов или ларьков…


Мне всегда было интересно побывать в городе, главное место в котором – завод, это длинно и немного пугающее по звучанию «градообразующее предприятие». Северодвинск стал первым таким городом, который я увидел. Мы приехали в Архангельск из Петербурга, отправились в сторону Белого моря и не могли не завернуть в Северодвинск.

Первое, что удивляет, – это именно заводские корпуса, длинные и ухоженные. Кировский завод в Петербурге уступает и в длине, и в ухоженности. Главный корпус Северного машиностроительного своим краснокирпичным фасадом больше напоминает средневековый замок. Первый встреченный в городе Ленин недаром показывает на проспект в честь себя. Сначала вы увидели заводы, а теперь через зелёные «лёгкие» парка улица приводит к жилой части. 

Полукруглые фасады домов на площади Егорова начинают замечательный советский ансамбль. Не в каждом городе сохранился такой центральный проспект – почти без проводов, рекламы и новостроек. При этом он по-прежнему играет главенствующую роль. Именно среди этих одинакового роста и качества домов понимаешь, что сегодня так не строят – чтобы улица воспринималась как единое целое, чтобы выезд на центральную площадь был ожидаем и ожидания бы оправдывались.

На площади Победы никаких лишних фонтанов или ларьков. Необычные для сталинки часы над пятым этажом, ни одного застеклённого балкона (на одном из них местный житель буквально сидит и отдыхает – он может себе позволить отдыхать с видом на главную площадь), арки по первым этажам всех окружающих домов, витражи Дворца культуры… 

И после этого одновременно уютного и помпезного ансамбля вы через две минуты оказываетесь совсем в другом городе, который спрятался за фасадами сталинок. Деревянные двухэтажные дома за советскими проспектами в Москве и Петербурге вы не встретите – потому они особенно удивляют в Северодвинске. Это сразу что-то здешнее, северное. К сожалению, не такое прочное, как камень или бетон. Есть дома покосившиеся, заброшенные, в которых окна почему-то забиты горизонтально расположенными дверьми. Но даже в этих кварталах можно оценить, как строили раньше – не хаотично, без разбора, а опять в ансамбле: дома напротив друг друга стоят не случайно, они соседствуют, на перекрёстки смотрят своими закруглёнными углами, галереями и балконами. 

Полярная, 19, – дом, в котором в 1940-1941 годах жил Валя Пикуль, ставший всемирно известным писателем. К этому хорошему имени «Валя» на мемориальной доске прибавлены две фотографии Пикуля – на молодого моряка в бескозырке взирает франт в клетчатом пиджаке и шляпе. И среди этих деревянных домов Валентин Пикуль в своём пиджаке смотрится сначала странно, а потом вполне себе по-свойски. Вот рос на этой улице Валя и не знал, в какого человека вырастет. В Петербурге теперь никогда прежним не будет сквер имени Пикуля на углу Измайловского проспекта и 12-й Красноармейской. Этот дом из его детства добавил многое к портрету писателя. 

Остров Ягры – настоящая местная ривьера. Представляю, какие ветра здесь задувают зимой, но в августе на Белом море царил штиль и побережье больше напоминало Курортный район Петербурга на Финском заливе, Комарово или Репино. Те же пески и шиповник. На острове Ягры удивило не большое мемориальное кладбище, а одинокая могила Анны Андреевны Богданчиковой, эвакуированной Дорогой жизни из блокадного Ленинграда в 1943 году. Возможно, именно это захоронение на берегу Белого моря – лучшая и скромная память о блокаде.
Приморскому бульвару и дюнам острова Ягры можно позавидовать. Очень уютная набережная заканчивается непривычной панорамой – местные рыбаки ловят рыбу на фоне вставших на вечную стоянку подводных лодок. В нескольких метрах заводская стена и тут же идёт своя привычная жизнь. 

Картину набережной дополняет актуальный сегодня памятник лондонскому кораблю 1553 года, с приходом которого начались регулярные отношения России с Англией. У этих двух маленьких пушек понимаешь, что лучше странам дружить, общаться и торговать, а не направлять друг на друга информационные пушки. 

Такой уютный и красивый Северодвинск показал нам экскурсовод Сергей Яковлев, который любит и знает свой край (его сайт nordtrip.ru). Он и обратил наше внимание, что в субботу после 17 часов с заводов выходят рабочие, но стоянки будут полны машин до позднего часа – у заводов много заказов. Это значит, что и городу что-нибудь перепадёт. Северодвинск должен сохранить свои архитектурные ансамбли, особенно деревянную застройку. Человек должен жить в уютном, соразмерном человеку городе. Создатели и строители Северодвинска это понимали. Надо только сберечь. 

Егор КОРОЛЁВ

Об авторе

Егору Королёву 33 года. Он журналист, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета (Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций).

Лет десять назад в журнале «Журналист» я прочла его публикацию «Спасай меня, Васильевский». Этот материал стал дипломантом конкурса «Журналистская Россия – 2008». Поскольку Васильевский остров – одно из моих любимых мест в Петербурге, читала я с пристрастием. Эта «прогулка» по острову мне понравилась. А имя автора запомнилось.

Позже обращала внимание на публикации Егора Королёва в других изданиях. И всегда отмечала, с каким интересом и искренностью он пишет о Петербурге, открывая этот город для себя и других.

Егор любит путешествовать. Недавно увидела в соцсети его фото из Архангельской области, в том числе из Северодвинска. «Если будете писать что-то об этой поездке, с удовольствием перепечатаем», - предложила ему. А Егор взял да и написал свои впечатления специально для «Вечёрки».

Да, это взгляд на Северодвинск человека, который был у нас совсем недолго. Он не знает о проблемах жильцов ветхих аварийных «деревяшек» и сталинок (дом 5 на проспекте Ленина не видел). Но именно такой взгляд ценен, если мы хотим, чтобы Северодвинск и впредь воспринимался как город-ансамбль. И не только туристами, о привлечении которых так часто говорят чиновники в последнее время, но и – главное – самими его жителями.

Елена НИКОЛИХИНА
Газета "Вечерний Северодвинск", 34-2018
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий