Новости Северодвинска и Архангельской области

Тонны, не попавшие на свалку

24.04.2019
Изменить размер шрифта
Кузнечихинский промузел. ООО «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат». 
«Активисты? Против свалок? Мы за вас», - приветствует Александр Иванович, главный на проходной, команду «Чистый Север 29» и Олега Мандрыкина. А экскурсию проведёт эколог комбината Валентина Леонтьева. Предприятие работает с 2002 года. Валентина на нём – полтора. Должность согласно диплому САФУ.

И одна – в Северодвинск
Нос зажимать в помещениях повода нет. Для глаз тоже, в общем-то, ничего особо неприятного. Только холодно очень на комбинате. На улице теплее.
В огромном ангаре на бетонной приёмной площадке даже большая куча мусора смотрится скромно. Свозят сюда вторсырьё собственные машины АМПК, их двадцать. Одна делает ежедневный рейс в Северодвинск.
- Получаем мы вторсырьё только от своих клиентов, среди которых крупные торговые сети, учреждения здравоохранения, образования, гостиницы, кафе. Стоят наши контейнеры под раздельный сбор на площадках у домов в Архангельске и Новодвинске.
Работает предприятие без господдержки. Контейнеры изготавливают сами. Устанавливают и вывозят бесплатно. В них собирают стекло, бумагу, картон, пластик и металл. Делить на этапе сбора мусор более тщательно - заводить дома несколько пакетов - нет необходимости, говорит Валентина. 
- Наши люди в шоке были, когда всё в одну кучу в вашу машину сгрузили, - вспоминают северодвинские активисты участие АМПК в одной из городских акций по раздельному сбору мусора.
Те, кто утверждает, что вся работа была бесполезной, что всё такой же кучей отвезли на свалку, не правы. На комбинате вручную рассортировывают вторсырьё приблизительно на 12 фракций. Потом под пресс и - на переработку на заводы Ленинградской, Ивановской, Кировской, Вологодской и других областей. В нашей области таких нет. 

Половина – на свалку
Собравшаяся с утра куча мусора потихоньку переползает по конвейеру наверх. Мы - следом. Сортировка. Старенький магнитофон играет что-то лирическое. На ленте работают человек десять-двенадцать. Но сейчас по расписанию обед и поэтому всего трое. 
- Проблем с кадрами нет, - рассказывает Валентина. - Зарплата какая? Не знаю. Я даже не знаю, сколько получает специалист, который за соседним столом в офисе сидит. Но, наверное, неплохо, если некоторые на ленте работают по десять лет.
Отобранное добро падает снова вниз в специальные контейнеры. Всё, что испачкано органикой и непонятно чем, едет дальше. Этого, окончательного мусора примерно половина от собранного. Ему дорога на свалку. И это прямой убыток предприятия - за место на городском полигоне нужно платить. 
А из содержимого обычных контейнеров только процентов шесть можно выбрать для переработки.
Желаем работникам на ленте успехов в труде и опять спускаемся вниз.

Этот сложный пластик
Здесь интереснее. И масштабнее. На транспортёре – река из пластиковых бутылок, в основном зелёная.
Бутылки из-под масла прессуют отдельно. Тщательно мыть их, перед тем как выбросить, не стоит. Крышки свинчивать тоже не обязательно.
А вообще пластик – это сложно, говорит эколог. Много исключений. Например, пакеты, в которые упаковывается хлеб «Дарницкий» (они легко тянутся), – это вторсырьё. А упаковка от «Бородинского» (она шуршит) в переработку не идёт. Хотя там и там стоит знак переработки 5. 
ПЭТ-бутылки ядовитых цветов только на выброс, красители плохо влияют на структуру пластика. У бахил медицинских тоже одноразовая жизнь. И всё пластиковое, в чём продаётся творог, - на свалку.

Сколько же мы пишем…
На участке, где складируется макулатура, тоже звуковое оформление. Похоже на чириканье птиц. «Это для настроения?» - спрашиваю Валентину. «Это от крыс».
О масштабах бумаготворчества задумаешься, глядя на белоснежные кипы. По ГОСТу выделяют три группы, и ещё с подразделениями. Макулатура среднего класса (группа Б) – отходы бумаги офисной. Здесь же, но в другой подгруппе, картон гофрированный. В третью, низкого качества, группу В попадает и результат нашего, газетчиков, труда. 
- До недавнего времени мы не принимали лакированные картонные коробки из-под обуви. Теперь принимаем. Практически вся бумага идёт в переработку, кроме прессованных упаковок для яиц и втулок от туалетной бумаги, - объясняет эколог.
С реализацией стекла долгое время были проблемы. Сейчас стеклобой отправляется в Вологодскую область на завод рабочего посёлка Чагода.
Трудно, сказала Валентина, бывает работать и с людьми. Это и про аккуратность, и про ответственность, которые ещё воспитывать и воспитывать. 
- Но очень радует, что в последнее время люди заинтересовались раздельным сбором. Мы информируем население через волонтёров, социальные сети и специально разработанные листовки. 

Тюбики можно не мыть
Вопросов от практиков РСО много. В результате узнаем, что…
Подобранную на улице бутылку можно прямо так, немытой, положить в контейнер. 
Аэрозольные баллончики АМПК не принимает – под прессом они могут взорваться.
Все флаконы, что стоят на полочках в ванных, полезное вторсырье. Кроме тюбиков из-под пасты, в том числе металлических, даже если их тщательно вымыть. Есть, оказывается, и такие энтузиасты, которые моют. 
И ещё один совет добросовестным людям: не выбрасывайте вторсырьё в специализированные контейнеры в мешках для мусора. Это добавляет работы труженикам сортировки.

Ольга ЛАРИОНОВА
фото автора
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий