Новости Северодвинска и Архангельской области

Сказка ложь, но в ней намёк…

15.03.2017
Изменить размер шрифта
Современные педагоги утверждают, что сказка – основа для формирования «нравственного иммунитета» у детей, она учит правде, справедливости, вселяет надежду и оптимизм.

Замечательный детский писатель-сказочник С.Я. Маршак говорил: «Сказка – всегда ровесница тем, кто её слушает, читает или смотрит. Сказке много лет – оттого она такая мудрая! – и мало. Это значит, что она помнит прошлое, но живёт в настоящем – с нами, с живыми».

Предлагаю совершить путешествие в царство мудрости. Одевайтесь потеплее! Мы отправляемся в далёкое прошлое ЗИМНИХ РУССКИХ СКАЗОК.

Царство зимних сказок
Зимние сказки существовали в народе издавна, и стоит признаться, что в народном творчестве они были самыми яркими, добрыми, волшебными, а порой поучительными и даже жёсткими. Что поделаешь – зима сантиментов не приемлет, неумёх не балует, злым людям не помогает. Время зимы – испытательный срок и для природы, и для человека…

Рассказывали эти сказки в длинные зимние вечера, когда на дворе уже давно темень, а спать ещё рано. Старшие в это время при лучине к весне готовились: мужчины упряжь да инструменты чинили, женщины пряли да ткали, ну а старики детям сказки рассказывали – наставляли. Зимы-то у нас длинные…

Самые известные зимние сказки:
«Снегурочка», русская народная сказка;
«Мороз Иванович» (В. Ф. Одоевский);
«Морозко», русская народная сказка;
«Трескун», русская народная сказка;
«Мороз и заяц», русская народная сказка;
«Ермилка и лесной боров», русская народная сказка;
«Как Весна Зиму поборола», русская народная сказка.

Мороз Иванович
Одним из главных героев зимних сказок был прапрадед современного русского Деда Мороза – Морозко, или Мороз Красный Нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Оказывается, Морозко - это не просто символ зимы, а древнее славянское божество, которое имеет возможность и дарить, и миловать, и наказывать.

Наши предки называли Морозко Студенцом (студёным), Трескуном (мороз трещит), Железным Калинником, потому что он калит воду и сковывает её льдом, как железным покровом. Поэтому Мороз частенько представлялся в образе богатыря или кузнеца, которому подвластна природная мистическая кузница.
Также в народном сознании Морозко в чём-то перекликался с Кощеем Бессмертным. Кощей (Кащей) может превратить человека в камень, дерево, лёд, сделать неподвижным, не способным к сопротивлению. Но Кощей – божество потустороннего мира Нави – наваждения. Он насылает на человека морок, опутывает ложными чарами, выдавая ложь за правду, призрачность за реальность. А вот Морозко – божество хоть и студёного, но земного мира Яви, реально явного для людей.

Из ночи в день
В стародавние времена наши предки верили, что Мороз живёт в лесу в ледяной избушке. Но на времена Коловорота – то есть в самые тёмные дни, с 14 по 21 декабря, когда Солнце поворачивает (совершает круг – коловорот) с темноты на просветление, – Дед Мороз приходил к людям. Крестьяне даже могли отследить когда. В эти часы брёвна в углах их домов начинали особо слышно потрескивать. Отсюда и прозвище Трескун. И вот тогда старший мужчина в доме выходил за порог и, кланяясь гостю Морозу, говаривал трижды: «Мороз, Мороз, приходь на порог!» Старшая женщина в доме выносила миску самого лучшего, какого умела сварить, сладкого киселя – лакомства по тогдашним временам. Считалось, раз Мороз – дедушка, так у него зубов нет, кисель – самая подходящая еда. Глава семьи черпал большую ложку лакомства и просил: «Мороз, Мороз! Не морозь наш овёс!» Ну а дальше перечислялись все пожелания и наказы для Мороза.

Современному человеку что зима - что лето: мы живём в тепле и комфорте. И всё же зимние сказки помогают понять, что хоть и люто, студёно, безжалостно бывает время Мороза, но без него не будет весны, долгожданного расцвета природы, счастья.

Два Мороза, два брата
Из зимних сказок мне особенно нравится старинная русская сказка «Два Мороза». Вот уж где раздолье удалой звенящей морозной зиме и крепкому русскому характеру!

Рассказывается в этой сказке о двух родных братьях Морозах. Старший брат – Мороз Красный Нос, мудрый, опытный и совсем ещё молодой Мороз Синий Нос. Решили братья поскакать да попрыгать, силушку поразогнать, людишек попугать, поморозить. Побежали в чистый бор и услышали с одной стороны колокольчик, а с другой - бубенчик: с колокольчиком барин едет, с бубенчиком — мужичок. Стали Морозы судить да рядить, кому за кем бежать, кому кого морозить. Мороз Синий Нос говорит: «Мне бы лучше за мужичком погнаться. Его скорее дойму: полушубок у него старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах, кроме лаптишек, ничего. Он же, никак, дрова рубить едет… А уж ты, братец, посильнее меня, за барином беги. Видишь, на нём шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. Где уж мне с ним! Не совладаю…»

Мороз Красный Нос только посмеивается над братом, но перечить не стал. А как только солнышко закатилось, сошлись они опять в чистом поле. Стали спрашивать друг друга, удалось ли заморозить людей. Старший Мороз сказал, что быстро справился с барином: «Забрался я к нему и в шубу, и в шапку, и в сапоги да как зачал знобить!.. Он-то ёжится, он-то жмётся да кутается; думает: дай-ка я ни одним суставом не шевельнусь, авось меня тут мороз не одолеет. Ан не тут-то было! Мне-то это и с руки. Как принялся я за него — чуть живого в городе из повозки выпустил».

А младший Мороз пожаловался, что не только не заморозил мужика, так ещё и получил от него хороших тумаков. До того шустро мужик махал топором, что даже пот его прошибать стал, пар пошёл от одёжи. Скинул мужик полушубок, в одной рубахе стал дрова рубить. Тут забрался Мороз Синий Нос в полушубок, и сердце у него взыграло: то-то потешусь! А мужичонка увидел, что полушубок заиндевел колом, выбрал полено подлиннее, да как примется по полушубку бить! Насилу Мороз ушёл, думал, уж и костей не соберёт. С тех пор закаялся молодой Мороз мужиков морозить.

***
Вот и закончилось наше сказочное путешествие. От доброй русской сказки стало теплее на душе, и мы опять верим, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы и что никогда не нужно опускать руки перед возникшими трудностями жизни.

Ирина Фабрикова, библиотекарь
По страницам книги Елены Коровиной «Знаем ли мы свои любимые сказки?»
Бабьи хлопоты, 2-2017
Фото Бабьи хлопоты

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий