Новости Северодвинска и Архангельской области

Шаги в будущее

16.01.2017
Изменить размер шрифта
Фото автора

Эта история произошла лет двадцать назад. Моя младшая дочка шла в гости к своей подружке. Навстречу попался мальчик, который был года на два старше ее.

 Он спросил:
- Ты куда?
- К Наташке иду… Книжку читать будем…
- Вы что, с ума сошли? Зачем?
Ему было не понять, зачем читать книжки, если школа уже позади, и спрашивать на оценку никто не будет.
К сожалению, вопрос «зачем читать художественную литературу?» для некоторой части людей актуален и сегодня. Мне кажется, столкнувшись с таким вопросом сегодня, я затруднилась бы достаточно убедительно ответить на него. А недавно (о, чудо!) я встретила очень мудрый и достаточно пространный ответ на этот вопрос, он заключался в лекции Нила Геймана. Давайте попробуем прочитать ее вместе.

Чтение для удовольствия
Нил Гейман – писатель, который вот уже почти тридцать лет создает художественные тексты для детей и взрослых. У нас в России его произведения нельзя назвать широко известными («История с кладбищем», «Коралина», «Американские боги», Звездная пыль и другие). Это человек, который понимает свою ответственность за то, что несут миру тексты, которые выходят из-под его пера. Хорошо зная читательскую аудиторию, он вполне резонно заявляет, что у некоторой части людей существует определенная зависимость от чтения. И я должна с ним согласиться, потому что, разговаривая с людьми разного возраста, неоднократно сталкивалась с утверждением, что им встречались книги, которые действовали на них, как наркотик, от этих волшебных книг невозможно было оторваться, пока не оказывалась перевернутой последняя страница. 

Есть среди увлеченных читателей и те, кто не слишком избирателен в своих вкусах и пристрастиях, для кого важен сам процесс чтения, и он глотает все подряд. Среди моих знакомых есть женщина, кстати, многодетная мать, которая, несмотря на всю свою занятость, пребывая в постоянной заботе о детях, встречая осуждение окружающих, которые не могут понять ее страсти к чтению, ни дня не может прожить без общения с хорошей книгой. Вот она зависимость, о которой говорит Нил Гейман! Книги из сельской библиотеки ею уже все перечитаны, и теперь сын, приезжая в гости из города, привозит матери книги, которые прочитал сам. У читающей матери вырос читающий ребенок – это так естественно.
Но кроме увлеченных читателей-взрослых есть еще читатели-дети. И очень важно, чтобы уже к 10-11 годам у ребенка была сформирована устойчивая тяга к чтению. Нил Гейман считает, что «простейший способ гарантированно вырастить грамотных детей — это научить их читать и показать, что чтение — это приятное развлечение. Самое простое — найдите книги, которые им нравятся, дайте им доступ к этим книгам и позвольте им прочесть их».
Для любого человека, а уж для ребенка тем более, важно постичь другой, неведомый мир. Так вот с помощью литературы человек может посетить другие миры, а узнав их, будет стремиться улучшать свой, делать его другим, делать лучше.

«Я поведу тебя… в библиотеку…»
Легко становиться увлеченным читателем, если дома есть прекрасная библиотека, и ребенка с детства окружает мир книг. Я видела такую библиотеку в простой учительской семье, где не было красивой мебели, не было ковров и хрусталя – непременных атрибутов, характеризующих достаток, но была целая стена полок, наполненных книгами, многие из которых были читаны-перечитаны и напоминали лапшу. 

Девочка из этой семьи  со временем стала моей коллегой. И вот когда мы с ребятами отправлялись в какой-то дальний путь, она всю дорогу рассказывала нам сказки, которых мы раньше никогда не слышали, и ребята облачком вились около нее. Но бывает и по-другому. Самое печальное для ребенка – это расти в среде, где нет книг и нет мест, где их можно было бы почитать. Вот почему так важно, как можно раньше, открыть ребенку двери в библиотеку, где он сможет войти в большой мир художественной литературы. Нил Гейман считает, что «Библиотеки – это свобода. Свобода читать, свобода общаться». И в этом я абсолютно с ним согласна, потому что дружу со школьным библиотекарем, у которой библиотека всегда наполнена детьми, они ходят туда не только читать книги, а и просто поиграть, побыть в тишине, найти поддержку в трудных жизненных ситуациях. Но кроме этого библиотека должна быть тем местом, где человек всегда найдет нужную информацию. Сегодняшние библиотеки стремительно меняются – это уже не то место, где пахло мышами и клеем, это нечто совсем другое, не то, что было в нашем детстве, потому что повсеместно происходит переоснащение библиотек. Сегодня в каждой библиотеке есть компьютер, и люди, которые дома не имеют доступа к интернету, могут прийти в библиотеку и воспользоваться этим ценнейшим источником информации. 

Кроме бумажных книг некоторые библиотеки уже располагают электронными и аудиокнигами. Признаюсь честно, появление электронных книг вызвало настоящий читательский бум в моем личном окружении, причем не только среди взрослых, но и среди детей. Книга стала более доступной, у нас появилась возможность скачивать книги в интернете, начинать читать и прекращать чтение, если книга не вызвала интереса, мы стали обмениваться впечатлениями, советовать друг другу почитать ту или иную книгу, узнавать что-то новое о писателях, находить и знакомиться с читательскими тзывами.  И мне кажется, что недалек тот день, когда будет разрушен стереотип, будто бы только бумажная книга имеет право на жизнь, только она способна подарить истинное наслаждение от общения с хорошей литературой, а все эти электронные носители уничтожат библиотеку как институт. Чушь! Надеюсь, что недалек тот день, когда мы увидим, что наличие электронных книг в библиотеках привлекло в нее новых читателей. И можно только порадоваться за те властные структуры, которые не стремятся к закрытию библиотек, понимая, что «библиотеки – это ворота в будущее».

Минуты общения с книгой
Нил Гейман считает, что «мы должны читать вслух нашим детям». Думаю, мало кто с этим поспорит, потому что опыт многих и многих подтверждает, что минуты, проведенные рядом с ребенком, не проходят бесследно, а уж если эти минуты отданы общению с книгой, то и подавно. И даже если ребенок вырос, не стоит отказывать ему в удовольствии - послушать ваш голос, который они сохранят в своей памяти и пронесут через годы. Конечно, он умеет читать сам и поэтому взрослому так хочется приказать ему взять в руки книгу и начать читать. Но поверьте, насилие не может стать удовольствием.

Дети, которые много читают, как правило, грамотно пользуются языком, хорошо пишут сочинения. Они видят слово, понимают его смысл и образную нагрузку. Особенно это важно для нынешних «телефонных» детей, которые привыкают общаться с помощью эсэмэсок, коротко и бесцветно. И только книга научит их «пользоваться языком».
А еще, книга научит ребенка мечтать, т.е. придумывать, создавать что-то новое, чего не было в мире раньше. Книги научат детей стремлению к прекрасному, они призовут их оставлять после себя мир лучше, чем он есть сейчас.
В завершение своей лекции о чтении Нил Гейман рассказывает историю, произошедшую с Альбертом Эйнштейном: «Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, - сказал он, - читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок». Он понимал ценность чтения и воображения. Я надеюсь, что мы сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать».

Валентина Гусева
Газета «Пенсионерочка», №12, 2015 год

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий