Новости Северодвинска и Архангельской области

Звёздные дни почтальона Алексея Тряпицына

02.11.2014
Изменить размер шрифта
Фото Владимира Ларионова

Андрей Кончаловский слово сдержал – первым после Венецианского кинофестиваля и сорока миллионов телезрителей Первого канала его кинофильм увидел Архангельск.

Вечер пятницы. Кинотеатр «Русь». Красная ковровая дорожка уже на улице, но еще в рулоне. Ждем на премьерный показ фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» самого Андрея Сергеевича Кончаловского. Самолет только приземлился. Ждут курсанты мореходки, студенты, духовой оркестр и зрители. Показ закрытый, потому так много знакомых лиц: министерства с ведомствами, депутаты с женами…

О «Белых ночах…» говорят и пишут разное. От «Великолепно» до «Позор». От «Немытая Россия на экспорт» до «Лакировка действительности». Одни считают: «Непатриотично». Патриоты, у которых каждое лыко в строку, связывают фильм с санкциями, мол, не уколотишь нас, когда такие люди в стране Российской есть.
Лично я, пока у почтальона Тряпицына не украли лодочный мотор, смотрела фильм с тревогой аполитичного обывателя. Мало ли что сценаристу с режиссером захочется сделать с главным героем, жалко будет хорошего человека. А мотор - это ерунда, дело наживное.

- Было такое дело с мотором. Мне другой почта выдала, не сразу, советский. Но я на нем не езжу, поэтому он в рабочем состоянии. Если бы ездил, давно бы был нерабочим. Я езжу на своем, японском, - рассказывает о документальном герой художественного фильма. 

«Мне сказали, что нужно плакать»
Часом раньше. Мы с Алексеем Тряпицыным, почтальоном вершининского отделения Почты России говорим на пресс-конференции. Это значит, что надо делиться временем для вопросов с коллегами. Времени мало, вопросов много, в том числе к красавице Ирине Ермоловой – заслуженной артистке России и Новосибирского театра, и к Тимуру Бондаренко, по фильму – Тимке. Он самый серьезный сейчас, мальчик волнуется, подбирает взрослые слова про Север:

- Здесь было достаточно интересно, необычно и познавательно для меня. Особенно когда увидел ракету.

- Тима, в эпизоде с кикиморой как все получилось?

- Ну мне сказали, что нужно плакать. Но так получилось, я не утверждаю, есть предположение, что я ее на самом деле слышал. Может быть, так сделали специально.

- Но сыграл ты блестяще.

- Я не сыграл! Это было по-настоящему.

- Причем с одного дубля, - хвалит партнера Ирина. 
Она единственная в группе профессиональная актриса. Отсюда и вопрос: каково было с дилетантами?

- Вот Лёха подсказывает – легко. Действительно, легко. Самым сложным было то, что не вошло в фильм: придумать себе биографию и рассказать ее, причем с говором. Андрей Сергеевич Кончаловский дал такое задание.

- Некоторые считают фильм выносом сора из избы.

- Мне кажется это ханженством, лицемерием. Что, разве такого нет в жизни?! Это еще, можно сказать, образцовая деревня, а мое детство, советское, прошло в таких, где вообще ничего не было, одни алкоголики.

«Не распитие, а веселуха»
- Алексей Васильевич, а вам самому фильм понравился? - спрашиваю главного героя.

- Только один раз посмотрел. Не все понял, буду еще смотреть, попробую проникнуться.

- Земляки что говорят?

- Пока пополам, наверное. Кто-то говорит, что не нравится, а кто-то два раза посмотрел. В принципе, все правильно было снято. Просто некоторые не хотят видеть, как живем. Им надо показать только все хорошее. Но почему? Раньше из наших деревень в школу на теплоход садились 60 человек, сейчас ни одного. В моей деревне зимой четыре дома только живут.

- Фильм реалистичный. Водку в кадре тоже по-настоящему пьют?

- Там же не отражено, что водкой заливаются. Только один Колобок. Он не отказывается, но не так, чтобы каждый день выпивать. Когда снимали, как раз выпивал. Приходилось ему стопочку налить, чтобы со мной пошел. А то, что праздник в фильме указан, так там не распитие спиртных, а веселуха. Выпили для настроения, песен попели, так всегда было.

- Сам Колобок про кино что сказал?

- Что не понравилось, но не наотрез. Ему формат фильма не понравился, быстрые перемены, не успевал следить. Час десять, а событий-то много. То на космодроме, а то уже в деревне водку наливают.

- Пишут, что местные жители не хотели материться на камеру, что режиссер их заставлял.

- Полная чушь. Сейчас вам объясню. Я поставил себе задачу, чтобы вообще ни одного матюга не сделать. Но не справился. Когда начальники мне позвонили, мол, фильм вроде бы около дела, только одна неувязочка – материшься, у меня глаза на лоб. Потому что уже сам не замечаю этого. Это раз. Второе. Режиссер сразу предупредил меня и остальных: кому что не нравится, не заставляю, делайте только то, что нравится. И третье. Это мое мнение. Если запретить матюгаться тем, кто привык, получился бы немой фильм. Или замкнутый. Человек бы стал слова искать, торможение бы вышло. А тут два раза врезал, слово вставил – есть предложение.

- Некоторых смущает, что фильм про белые ночи, а картошку в кадре уже копают.

- Некоторые как смотрят? «Вот, у Тряпицына ноги какие-то…» Но если она на ноги смотрит, то как поймет, какой это фильм? Так же и про белые ночи с картошкой – кто что видит.

- По-вашему, про что фильм?

- Вроде бы о том, что деревня гибнет, а люди живут и ракеты летают. Думаю, что что-то еще в нем есть, но не разобрался пока. 

«Только ногами по траве шваркал»
Может быть, год подготовки и лето съемок у самого Кончаловского, да еще вечерний Ургант с модным Васильевым повлияли, а скорее всего, и без всего этого, шумного, яркого, временного, Тряпицын такой и есть. Умеет он оставаться самим собой. Смотрит на нас со своего стула на сцене с интересом. Смущения – ноль. Из наносного – остатки «Модного приговора»: стрижка и джемпер с ромбами. 

Актером, говорит, интереснее быть, «почтальоном уже надоело». Но звездную жизнь не очень жалует: «В дорогах муторно, а так – для развлечений разве. Но, в конце концов, такое тоже может надоесть». Спросили деликатно про траты гонорара. Ответил: «Так, по мелочи купил. Например, гармошку». И про первый съемочный день рассказал:

- Это мне повезло, что не дома, а в Вологде было, где никого знакомых. Там я только ногами по траве шваркал, учился ходить, чтобы в камеру не смотреть. А домой я приехал уже готовый.

- Кто вместо вас сейчас почту возит?

- Успеваю съездить, не отрываясь от работы. Два раза в неделю у меня работа. А во время съемок отпуск брал.

- Почта России вас как-то отметила?

- Может быть, еще все впереди.

- От женщин предложения о знакомстве поступают?

- Да. Чуть-чуть. Позвали на передачу «Давай поженимся». Отказался пока.

- Но вы же свободный мужчина?

- Уже не совсем свободный, тоже пятьдесят на пятьдесят. Да, можно написать, что сердце занято.

- А кот, который в картине к вам приходит, что с ним?

- Остался у меня жить. Подружились. Филей зовут.

- Кот кастрированный. А сегодня мне сказали, что по деревне уже бегают похожие на него котята, - добавила Ирина. – Вот вам и продолжение.

«Не надо ему рядом с Бабкиной сидеть»
Режиссер Кончаловский уже в архангельских пробках. Еще ждем. Вместе со Светланой, оказавшейся землячкой и хорошей знакомой почтальона Тряпицына. С мужем часто бывают у него летом. Говорит, все правда в фильме. Дома у него, холостяка, всегда так же чисто: «Пол всегда блестит». И человек он на самом деле «добрейший и в жизни еще смешнее». Действительно, непьющий, уже года два. Жалко, говорят Светлана и муж ее, что не показали, как Алексей частушки поет и на гармошке играет. Новую недавно купил, дорогую. И лодочный мотор у него теперь новый – Первый канал, как и обещал, подарил.

Ну вот наконец и фанфары с фейерверком. На красной дорожке по очереди съемочная группа, вновь подвезенные главные герои, второстепенные деревенские жители и режиссер.

Андрей Кончаловский, высокий, элегантный, подтверждает примету большого таланта – отсутствие понтов и доброжелательность. Ему, кажется, на самом деле интересно, о чем спрашивают, и отвечать интересно. Тряпицына он сравнивает с Тёркиным: «Мудрый человек, с которым проще пережить любые трудности». Говорит, что сначала выбрал его из многих, а потом уже - «Боже, какая красота!» - посмотрел по сторонам Кенозерского парка. О будущем главного героя Андрей Сергеевич сказал так: «Он должен свою жизнь прожить, работать на почте и строить дома. Ему не надо на «Модном приговоре» рядом с Бабкиной сидеть». Отверг обвинение в воспевании чернухи: «Чернуха - это не когда человек выпил и у него маленькая потребительская корзина, а когда нет любви к людям». Поблагодарил нашего губернатора за помощь, сказал, что считает «Белые ночи…» лучшим своим фильмом, и уточнил его жанр: «Это поэма, которую я посвящаю людям Севера».

Потом был фильм, на двадцать минут длиннее телевизионного, о котором хорошо сказал мальчик Тима:

- Я думаю, он немножечко о любви, о свободе человека, Лёши, и об одиночестве.

Ольга ЛАРИОНОВА


   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий