Новости Северодвинска и Архангельской области

Защищал, строил, любил

14.05.2017
Изменить размер шрифта
Галина Мартынова, дочка Николая Новикова. Фото Владимира Ларионова

Николаю Новикову, фронтовику, бригадиру каменщиков, орденоносцу, Почётному гражданину города с удостоверением №1 и отцу, посвящается.

На фасаде Дворца молодёжи «Строитель» установлена памятная доска в честь первостроителя города Николая Новикова и его бригады каменщиков.

У «Вечёрки» к этому событию особое отношение, потому что началась его долгая история с материала в нашей газете девять лет назад.

…Всё на торжестве открытия было как полагается: воспоминания, благодарности, красные гвоздики. Чуть сбил с торжественности ветеран строительства Владимир Проскуряков, посетовавший городской власти: «Если бы прошёл Николай Титович сегодня по Ленина, не сказал бы доброго слова…» Николай Титович на людях бы и ничего грубого не сказал, даже близкие от него таких слов никогда не слышали.

Была такая бригада
Кто волновался, выступая не по бумажке, знает, как после дела ругать себя начинаешь: то не так сказано, про это забыто. Вот и Галина Николаевна Мартынова, дочка знатного строителя, после торжества переживает:
- Хотела ещё сказать, как бригада отца жила между собой. Сегодня из них один только Жаворонков остался.
Николай Иванович Жаворонков с трудом, но смог прийти на торжество, подошёл к микрофону с палочкой, извинился за паузу: «Нахлынуло. Но сейчас переборю…»

А на фотографии бригады он молодой парень в лихо нахлобученной ушанке. Их, молодых, на этом фото в газете 24 человека.

- Это Паша Нецветаев, это Петя Мартынов, Петя Марков. Про него отец говорил: «Лучше каменщика не было. Не человек – машина», - вспоминает по фотографии Галина Николаевна. - А про Костю Бибика говорил: «С таким любо-дорого работать». Эту женщину-подсобницу все называли «Наша Аннушка». И хвалили: «Везде успевает».
Хотела Галина Николаевна на митинге сказать, что работала бригада дружно, перекуривали, только если с раствором задержка была. И отдыхали сообща. Часто собирались семьями, пели и танцевали под радиолу; если выпивали, то по чуть-чуть и под плотный обед у Новиковых.

- Помню, Пете Маркову его жена Шурочка тройню родила. Прибежал он к отцу в панике, рёвет: что делать, как жить в одной комнате? Всей бригадой помогли деньгами и приданым, а семье сразу трёхкомнатную квартиру дали.

Да тогда, вспоминает Галина Николаевна, все так жили, делясь: «Мать купит нам с сестрой какого-нибудь ситчика на платья – соседи радуются».

«Папе от Гали»
Девять лет назад «Вёчерка» рассказала о судьбе семьи Новиковых в материале «Жизнь в ожидании мамы». В день его выхода мне в первый раз позвонила Лидия Ивановна Черняева. Такой радости в её голосе больше никогда не слышала. Она благодарила, что вспомнили хорошего человека, радовалась, что нашлась его дочка. Говорила, что нужно обязательно увековечить память заслуженного строителя РСФСР. И в нашу последнюю встречу Лидия Ивановна об этом же говорила, с тревогой, что не успеет.

…Не могу не повторить эту историю жизни. Николай Новиков ушёл на фронт с похорон младшей дочки, совсем маленькой. А старшей Гале и трёх лет ещё не было. С войны он писал письма жене, ответила соседка: «Твоя жена Таисия бросила Галю». Девочку поздним вечером нашли уборщицы в общественной бане. Мама её помыла, одела, посадила на скамейку и сказала: «Я скоро приду…» Потом был детский дом в Курье, сначала страшный для малышки, потом любимый. Там было лучше, чем дома голодной ждать до позднего вечера маму с работы. В детдоме кормили хорошо, одевали и любили. Только другим детям письма приходили, а ей никто не писал. Но счастье случилось в 1942 году.

Тогда воспитатели дали пятилетней девочке платок с намеченными буквами «Папе от Гали», иголку с розовой ниткой и сказали, что стежки должны быть ровными.

На вопрос уже взрослых детей про самый памятный день на войне Николай Титович ответит: тот, когда пришёл по почте платочек от Гали – нашёл дочку. Детский подарок затерялся в глубоко мирное время. И на 70-летний юбилей отца Галина Николаевна вышила точно такой же. Плакали все.

«Спасибо и прости»
У них будет настоящая семья. Николай Титович возьмет в жёны соседку, ту самую, написавшую ему письмо со страшной новостью. И у Гали сразу появится сестра.

- Меня отец привезёт из детского дома розовощёкую, крепенькую, а она, домашняя, такая худенькая, ножки и ручки ниточкой.

Потом родится брат Юрий. Отец с матерью проживут вместе долгую жизнь.

- А родная мама? Не появилась у вас обида на неё? – знаю ответ, но всё равно спрашиваю.

- Она собой пожертвовала, грех на душу взяла, чтобы меня спасти от голодной смерти, и сделала это сознательно, - не получается сдержать слёзы Галине Николаевне. - Я так хотела её найти, чтобы упасть в ноги, сказать: «Спасибо и прости».

«Прости» за то, что не нашла раньше и не сказала. А судить ту двадцатилетнюю Таисию сегодня никто чужой не имеет права, для этого надо было пережить такое и оказаться сильнее.

Он всё равно герой
Николай Титович, военный моряк, вернулся с войны с медалью «За отвагу», были и другие военные награды. И трудовых тоже много. Помнит дочка, как прибежал к ним домой на пятый этаж, запыхавшись, Бойчук. Обнявшись, начальник строительства и каменщик хлопали друг дружку по плечам, поздравляли друг друга с награждением орденами Ленина и вытирали слёзы. А потом выпили принесённого гостем коньяку.
На открытии памятной доски кто-то из ветеранов сказал, что награждён был Новиков и званием Героя Социалистического Труда.

- Мы, дети, прочитав об этом в газете, прибежали отца поздравлять. Он посмеялся: «Проходите, сегодня имею право отметить, а завтра выйдет опровержение». Представление к награде было, но дали её другому, члену КПСС. А Новиков каждый раз отговаривался: «Мне легче кубометр кладки положить, чем сидеть на партсобраниях и речи говорить».

…Установили доску в честь Николая Титовича и его бригады на «Строителе» не только в связи с названием дворца. Когда будущий «Строитель» строился, Новиков организовал ветеранов-каменщиков и они взялись за возведение цоколя здания, абсолютно бесплатно. Было такое время и такие люди.

Ольга ЛАРИОНОВА

Спасибо всем
На то, чтобы мемориальная доска была установлена, на согласования и утверждения ушло семь лет. При жизни Новикова за это время, наверное, построили бы микрорайон из домов кирпичной кладки.
Лидия Ивановна Черняева завещала довести это дело до конца Нине Михайловне Сивковой, заслуживающей большой благодарности. А она в свою очередь благодарит всех, «кто причастен». Спасибо севмашевцам – главному инженеру Евгению Бородину, главному архитектору Илье Покровскому, начальнику архитектурно-проектного бюро Людмиле Лещенко, автору проекта Сергею Круглову, руководителю ООО «Мемориал» Николаю Придеину, председателю совета ветеранов Севмаша Николаю Маркину, директору «Стройки» Игорю Воронцову, директору библиотеки «Открытие» Вере Вешняковой, сотрудникам мэрии и краеведческого музея.

© Газета "Вечерний Северодвинск", 19-2017

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий