Новости Северодвинска и Архангельской области

Владимир Владимирович, разрешите…

27.07.2013
Изменить размер шрифта
Недавно довелось прочитать в Интернете забавную, но больше грустную историю. Некая девица в Москве возле площади Маяковского, видимо, назначила свидание. Она пришла, а тот, с кем собиралась встретиться, где-то заплутал. Девица по мобильнику пыталась его сориентировать – дескать, тут памятник есть кому-то. Кому, она не знала, и решила спросить прохожую. Та ответила: «Маяковскому». «А Маяковский – это кто?» - спросила девушка. «Царь», - решила пошутить прохожая. «Говорят, памятник Маяковскому, царю», - понеслось в трубку.

Памятник «царю» на этой площади стоит вот уже ровно 55 лет. Установили его 28 июля 1958 года. Помнится, и у меня когда-то было там свидание… Ну да не о том речь. Речь о сериале «Маяковский. Два дня», который завершился на канале «Россия К» («Культура»).

Мое отношение к сериалу менялось по мере того, как шла серия за серией – всего восемь. Сначала было просто любопытно: что же получилось у замахнувшихся на Владимира нашего Маяковского? Потом стала иронизировать вместе с остряками из Интернета: дескать, хорошо, что Безруков ростом не вышел, а то сыграл бы ведь и этого поэта. Потом все чаще хотелось критиковать то, что видела. Потом поймала себя на том, что жду новые серии. Уж, естественно, не для того, чтобы узнать, чем все кончится. Тогда почему?

Претензий к сериалу можно набрать немало. Начиная от названия «Маяковский. Два дня». Все анонсы утверждали, что речь в фильме пойдет о двух последних днях жизни поэта. Ничего подобного. Перед нами пронеслась едва ли не вся его жизнь. И тут возникает следующая претензия. На протяжении чуть ли не двух десятилетий Маяковский практически не менялся – я имею в виду внешне.

Играет поэта Андрей Чернышов. Главный вопрос, когда кино снимается о реальном человеке: похож или не похож? Но, пожалуй, важнее другое: веришь ли ты, что артист – это тот самый человек, которого он играет. Чернышову то верилось, то нет. Тому, который читал стихи со сцены, пожалуй, нет. Тому, который забирался на диван в ботинках и накрывался с головой пледом, пожалуй, да…

«Прекрасно сыграл роль Маяковского! Благодаря Андрею Чернышову даже поэта увидели в другом свете», - это отзыв из Интернета. «Красивый и обаятельный, но не поэт!» - тоже мнение из всемирной паутины. «Не поэт» звучит прямо как «не орел»… Резюмировать, пожалуй, можно так: те, кто хотели видеть Маяковского, видели Маяковского. Те, кто хотели видеть Чернышова в роли Маяковского, видели Чернышова в роли Маяковского.

Сериал этот похож на бусы. На нить сюжетной линии щедро нанизали бусинки-штампы, которые знакомы нам еще со школьной скамьи. Вот Маяковский меняет полено на пару морковок и несет их Лиле Брик (соответствующие стихи прилагаются). Вот он с Лилей уже на даче – только что сочинил «Светить всегда, светить везде…». Вот нам объясняют, почему все та же Лиля называла поэта Щеником. А вот и до «Нигде кроме, как в Моссельпроме!» добрались… Ноктюрн на флейте водосточных труб и ананасы с рябчиками тоже были. Этакая прелесть узнавания.

А еще меня в сериалах о поэтах умиляет попытка показать, так сказать, творческий процесс. Сел Пушкин за стол, взял перо, бумагу – и вот она, нетленка! Маяковский в сериале тоже стихи сочинял – причем, выдавал одни экспромты.

Список придирок можно при желании продолжить. Знатоки биографии Маяковского находят в сериале исторические неточности. Знатоки кино видят, что Вероника Полонская слишком явно косит под Ренату Литвинову (точнее, косит, конечно, не Полонская, а актриса, ее сыгравшая)...

Еще вызывает недоумение тот факт, что сериал показали в глухой, в общем-то, телевизионный сезон – в разгар лета. Да, все понятно – его приурочили аккурат к 120-летию со дня рождения поэта. Но «фильм «Пушкин. Последняя дуэль» вышел раньше годовщины, «Есенин» - недели на три позже юбилея», - справедливо напоминает блогер berezin...

Так или иначе, сериал не остался незамеченным. Кто-то назвал его образовательным. Что ж, если оставить за скобками художественные достоинства фильма, то польза от него несомненная. Вот и в группе, посвященной Маяковскому, что в одной из социальных сетей, оживление. Там, кстати, больше 70 тысяч участников, и они не только обсуждают сериал, но и задают вопросы: «А музей, на Лубянке который, работает сейчас?», «Подскажите название книги Л.Ю. Брик о Маяковском…». Вот и я скачала себе в «читалку» книгу Юрия Карабчиевского «Воскресение Маяковского», читанную лет этак двадцать назад и основательно забытую. Так что девушка из первого абзаца, как сказал бы Маяковский, «шагает левой». Нас больше.

…Коллега, не смотревший сериал, полушутя спросил: «Ну и почему Маяковский там застрелился?». Я задумалась. А потом ответила просто: «От одиночества». Спасибо, кстати, создателям сериала за то, что они не стали смаковать сцену самоубийства. Может быть, еще поэтому все-таки осталось после фильма какое-то щемящее послевкусие.

Ева НЕДРЕМЛЮЩАЯ

Фото: http://fanparty.ru

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий