Новости Северодвинска и Архангельской области

Санкционная война продолжается!

06.05.2018
Изменить размер шрифта
Валентин Игнатьев - председатель подкомитета ТПП РФ по экономической безопасности, член экспертного совета при комитете Государственной Думы  по безопасности и противодействию коррупции, доктор экономических наук, MBA. Фото arb.ru

Что дальше?!

Начиная с 2014 года Россия находится под постоянным политическим и экономическим прессом. Однако в настоящий момент сложились две реальности: одна, которая заявляется и пропагандируется внутри России (исключительно для граждан), вторая – объективная ситуация, которую можно и нужно принять, сделать выводы и спрогнозировать развитие событий.

Разница между ними состоит в том, что в первом случае мы уверенно противостоим попыткам экономической блокады, предпринимая искусные контрмеры. Причём якобы крайне нестабильная политическая ситуация на Западе, а также «фантастические убытки», которые несут компании из ЕС и США благодаря нашим контрмерам, в скором времени заставят политический истеблишмент пересмотреть отношение к России и «сменить гнев на милость». Но объективная реальность не столь красива и радужна.

Мы не будем рассматривать причины и конкретный эффект от введённых санкций, лишь отметим, что они многосложные в своей основе и носят политический и экономический окрас. Они носят не глобальный характер, а скорее происходит инвестиционная и торговая дискредитация людей, компаний и их активов, что в целом негативно влияет на привлекательность партнёрства с Россией (что имеет окрас русофобства). 

В российских СМИ продвигается мнение, что все ограничения носят необдуманный и спонтанный характер. Но если детально присмотреться к хронологии событий, станет понятно, что Запад старается выстроить стратегию, которая ударила бы не по стране, а лишь по отдельным компаниям и лицам, вынудив Россию принять текущие ценности Запада и играть по их правилам. Так, введённые в 2014 году санкции не сильно ударили по экономике России. Была выстроена более сложная схема сотрудничества с российскими компаниями, что усложнило лишь документооборот, но не сказалось ни на качестве, ни на стоимости предоставляемых товаров и/или услуг. 

Администрация США учла опыт первых мер, и в 2017 году был принят специальный закон, который предписывал конкретные направления воздействия. Кроме того, там был прописан механизм обязательности исполнения требований вне зависимости от позиций политических сторон, что продлевает их срок до бесконечности. Власти США решили прежде всего изучить сильные и слабые стороны России, а также возможные последствия принятия конкретных мер, что вместе с активной пропагандой позволит выполнить поставленные задачи. 

Как итог постоянно звучат угрозы о новых возможных санкциях, начиная от ареста активов России, включая финансовые, и до возможного отключения от SWIFT и полной блокады на импорт энергоресурсов. Кроме того, происходит постоянный вброс различной информации о российских чиновниках и компаниях, что мешает принимать разумные и скоординированные решения их оппонентам. Ощущение постоянной угрозы заставляет менять планы, переводя механизм управления в ручной.

Все последние десятилетия главным локомотивом роста России был сырьевой сектор. Его доля в бюджете превышает 60%. Высокие цены на энергоносители в 2000-х годах позволили российским компаниям не только сохранить позиции на мировом рынке, но и произвести экспансию. Процесс укрупнения и огосударствления экономики привёл к тому, что таких игроков осталось незначительное количество. Как итог они все попали в поле зрения регуляторов из США и ЕС, что делает их уязвимыми.

Последние введённые санкции подтверждают идею об их точечности. Была испытана технология воздействия на два типа компаний: активных игроков на мировой арене (как «Русал») и сугубо национально ориентированные (пример  -  «Сургутнефтегаз»). К сожалению, реакция рынка и регуляторов показала абсолютную неподготовленность к внешним воздействиям. Со стороны США ведётся активное нагнетание потенциальных угроз, что в итоге уже привело к обвалу фондового рынка, резкому падению курса рубля, а в совокупности с запоздалыми заявлениями о мерах поддержки только добавляет нервозности  участникам экономического процесса. 

К сожалению, то, что российская экономика в целом безболезненно прошла и мировой кризис 2008 года, и первые санкции, заставило министерства уверовать в свою исключительность и возможность быстро решать конкретные проблемы, не прибегая к долгосрочному планированию. А отсутствие неотвратимого наказания за срыв программ развития позволяет надеяться на «авось». 

Хотелось бы надеяться, что не только власти США сделают вывод из последних событий, но и российские чиновники постараются вынести урок. В текущих реалиях, когда цены на энергоносители находятся на высоком уровне, когда иностранные компании готовы строить заводы и экспортировать технологии, необходимо активизировать усилия по модернизации промышленности, чтобы в кратчайшие сроки обеспечить экономическую безопасность страны.

Валентин ИГНАТЬЕВ
Газета "Вечерний Северодвинск", 18-2018

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий