Новости Северодвинска и Архангельской области

Птенцы гнезда Петровича

12.04.2017
Изменить размер шрифта
Старейшине сообщества журналистов Северодвинска Василию Соснину – 90 лет.

Перефразируя известное изречение Льва Толстого: все газетные редакторы похожи друг на друга, и каждый редактирует по-своему. В моей многолетней практике у Василия Петровича Соснина место особое уже потому, что он первый мой редактор. И, как понимаю, с ним мне здорово повезло!

Рекорд не побит
При Соснине тираж «Северного рабочего» шагнул за 60 тысяч экземпляров. Рекорд не побит и сегодня. Мне довелось работать в редакции как раз в ту золотую пору. И ранее, и сейчас я уверен, залог того успеха и в коллективе, где каждый дополнял друг друга, и в том, что Василий Петрович в работе не боялся нового. А таким качеством тогда обладал редкий редактор.

Скажем, оформлением полос у нас занимался его зам - Валентин Александрович Клевцов, и газета меняла своё лицо постоянно. Это отмечали и читатель, и конкурсные жюри! А содержание? Газета шла (не могла не идти) партийным фарватером. Да, были – «Навстречу съезду КПСС», «Вестники соцсоревнования», «Слово и дело» и подобное… Но стараниями той же Анны Михайловны Сьяновой (зав партийным отделом) не было в них известных перегибов, что, несомненно, тоже ценилось читателем.

Ещё скажу о достоинствах - газета много писала о людях, и в репортажах были не только имена, и в интервью собеседники упоминали множество фамилий. Даже в информашках мы старались вставить слово о человеке. А очерк, как жанр, требовал уже литературного языка. В «Северном рабочем» им более других владел Герман Петрович Барболин. Иметь в штате такого очеркиста могла позволить себе не каждая даже областная редакция. Но ведь прежде надо было ещё найти его, а затем постоянно пестовать. Впрочем, как и уникальную для того времени «Смехотворную пятницу». Сначала появился сатирический раздел «Злодолой», и уже потом, и не сразу с моим приходом, - отдел фельетонов, признанный даже журналом «Крокодил»…

Беспартийная «Пятница»
Пресса в те годы была строго партийной, и журналистам, мягко говоря, рекомендовали стать членами КПСС. Я же заведовал «Смехотворной пятницей» - отделом фельетонов, то есть не только юмористического, но и сатирического направления. Конкретика сюда стекалась из народного контроля и народного суда, прокуратуры и отделов УВД, других правоохранительных ведомств. Так что по всем понятиям того времени зав отделом фельетонов никак не мог быть беспартийным. Мне тоже, кстати, «рекомендовали» и не раз, и в разной тональности. Но обойти в этом вопросе моего непосредственного начальника – редактора «Северного рабочего», тем более члена горкома КПСС, было никак нельзя. А уж каким образом Василию Петровичу удавалось отстаивать мой и поныне беспартийный статус, ума не приложу! Но точно знаю, был у Василия Петровича Соснина дар убеждать, в том числе и «горячих парней» из партийного руководства.

Внук Павлика Морозова
На то он и редактор, чтобы редактировать, причём согласно многим идейным и творческим линиям, из которых, собственно и тачается «полотно» любой газеты. Порядок прохождения материалов строгий: сначала их вычитывал сам автор, затем его зав, а то и замредактора, следом – ответственный секретарь, и только потом – редактор. Номер по обыкновению складывался из десятков материалов. Вот и представьте, сколько ему нужно было читать и подписывать. Тогда Василий Петрович для ускорения процесса вместо обычной своей подписи изобрёл изящный, но всеми узнаваемый «крючок», который, собственно, открывал материалу путь на газетную полосу. Но это вовсе не значит, что столь же стремительно редактор Соснин обходился с самим текстом. Читал он тщательно, вдумчиво. И здесь помнится такая, не без юмора, история…

Мы были молоды, ценили шутку, время от времени разыгрывали друг друга. Однажды, кажется в преддверии 1 апреля, позвонили себе в редакцию и якобы от анонимного внештатного корреспондента сообщили, мол, в политехникуме выступил перед учащимися… внук Павлика Морозова, который рассказал о героической борьбе своего деда с кулацким элементом. «Информацию» мы, конечно же, отслеживали, чтобы в случае чего затормозить… А в то время выпуски субботнего (самого насыщенного) номера были подобны бедствию со срочной эвакуацией. Поэтому в беготне и спешке наш «внук Павлика Морозова» успешно проскочил-таки и отдел писем, и его заведующую, а следом и наш обычно очень бдительный секретариат, но всё же споткнулся на последнем редакторском рубеже – на Василии Петровиче. Не мог не споткнуться…

Секрет долголетия
Если кто из редакционных и вёл безупречно здоровый образ жизни, так это он - Василий Петрович! Причём без членства в популярных в ту пору клубах здоровья и любителей бега! Но на работу он только пешком – из новой части города в старую, на Советскую, 11. Каждый день и в любую погоду! Хотя всё же, думаю, это не главный секрет долголетия Василия Петровича. Он в его доброжелательности, и не только к своим подопечным или внештатникам редакции, к любому, с кем доводилось ему встречаться. И не видел я Василия Петровича в гневе, и не припомню суетливым или несобранным...

«Птенцы гнезда Петрова». Так пафосно одно время любили величать воспитанников и сподвижников Петра I. Тогда же, не помню, кто именно, говоря о причастности Василия Петровича к нашим журналистским судьбам, эту фразу переиначил – «птенцы гнезда… Петровича». В шутку, разумеется. Однако, как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки. Если всерьёз, то спасибо вам, Василий Петрович! И не только от меня лично, а, как говорится, от имени и по поручению…

Олег ХИМАНЫЧ
Фото Валентина Капустина

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий