Новости Северодвинска и Архангельской области

Приключения жёлтой подводной лодки

31.01.2016
Изменить размер шрифта

Фото из архива Севмаша и Олега Кулешова

О судьбе экскурсионной подлодки «Нептун» «Вечёрка» писала не раз. В том числе с призывом спасти, оставить в городе. Не получилось. 

«Жалко», - может сказать любой житель судостроительного города, в котором нет ни одного памятника подлодке. У Андрея Бобрешова, участника эвакуации «Нептуна» с Карибского моря, эмоции сильнее: «Ведь не требовалось никаких затрат, чтобы просто установить «Нептун» как памятник на территории Севмаша или на городской площадке»... Но даже в ежегодных фотоотчётах завода, говорит Андрей Дмитриевич, нет ни одного упоминания о судьбе этого уникального аппарата.

А упоминать есть о чём. Было и почти героическое, и трагическое, и смешное. Андрей Бобрешов расскажет сегодня о некоторых эпизодах. Не вдаваясь в технические подробности: «Специалисты об этом интереснее расскажут. Если захотят».

На чужбине
Зарубежные злоключения «Нептуна» начались с итальянца.
- По протекции одного высокопоставленного чиновника из Москвы появился этот Франко Коллино. По национальности итальянец, по сути - жулик. Бизнес за рубежом для России в те годы был в новинку, тем более для Севмаша. Итальянец этот понял, что можно русским лапшу на уши вешать.

Совместное предприятие назвали «Песни моря» и отправили лодку на буксире к берегу острова Антигуа, любимому месту отдыха американских миллиардеров. У дружественного Севмашу итальянца там была богатая вилла.

Для погружений «Нептуна» местная власть выделила самое неинтересное для этого место. Пригрозив: не дай бог хоть один коралл сломать. Там, у причала, подлодка и простояла два с лишним года, не приняв на борт ни единого туриста. 

А среди любопытствующих был один офицер с базировавшейся на острове авиабазы США. Весьма удивился он, зачем на прогулочной лодке с максимальным погружением на 15 метров глубокомер на несколько сотен метров и другие «военно-промышленные» детали. Наверняка пытались объяснить ему, что по той же самой причине кресла у «Нептуна» со списанных самолётов и иллюминаторы неправильные, плексигласовые, вкусные для моллюсков. Но в результате у «Нептуна» появились проблемы даже с выходом в море. А вскоре и «Песням моря» пришёл конец - итальянца арестовали и официально назвали жуликом. 

Губернатор предложил неприличное
Итак, 1995 год, в России перестроечная зима. На Антигуа Давидом Пашаевым командирована группа в составе руководителя Юрия Всеволодовича Кондрашова, переводчика Андрея Линшица, пилота Валерия Тюрева и Андрея Бобрешова.

- С валютой полетели? – интересуюсь насущным у Андрея Дмитриевича.

- В то время не было у Севмаша валютных счетов. В каком-то банке архангельском поменяли рубли на доллары. Поздним вечером главный бухгалтер мне их выдавал – купюрами от доллара и выше, но дороже 50-долларовой бумажки не было. Получился целый дипломат денег. Рука онемела в поезде – не выпускал его.

- А с таможнями как же?

- Это был февраль. Прилетаем на Антигуа. Там 40 градусов в тени. Куртку я снял, шапку – здоровую такую, из бобра – под мышку. «Что у вас?» - «Ручная кладь» – «Откройте!» У таможенника и без того вылупленные глаза просто вывалились из орбит, когда увидел содержимое дипломата. Вывод сделал, видимо, такой: турист неизвестно откуда (о России никакого понятия) приехал прожечь дипломат денег, не взяв с собой даже зубной щётки.

- Советский командированный с дипломатом валюты ещё тот повод для анекдота.

- Мы вели супераскетичный образ жизни. Готовили сами, посуду одноразовую мыли. На день покупали два литра колы. Это поначалу. Потом по своей бедности приноровились в офисах из кулеров воду пить, если она бесплатная. 

- Правда, что тамошний губернатор предлагал вам выгодную сделку?

- Он, весьма экзотичной наружности человек, однажды пришел с деньгами: «Я готов купить вашу лодку для подводного публичного дома». Никто из нас не решился Давиду Пашаеву это предложение передать. Потом, когда рассказали по возвращении, он подтвердил наше опасение: «Ваше счастье, что не предложили».

Миска – лучший сувенир
- При критических ситуациях я должен был связываться с посольством России в Венесуэле. Не потребовалось. Юрий Всеволодович Кондрашов и Вячеслав Михайлович Попов, начальник управления внешнеполитической деятельности, провели большую работу, чтобы эвакуация «Нептуна» прошла в соответствии с законодательствами обеих государств. 

- И местные чиновники не волокитили?

- Неожиданную роль в решении некоторых вопросов сыграли подарки, которые мы приносили в администрацию губернатора, в полицию, чиновникам морского порта. Комплект так называемой взятки: эмалированная белая миска производства цеха 40 Севмаша и стеклянные пасхальные яйца производства цеха 32. Яйца привезли с собой – знали, что на католическую Пасху ехали. Миски нашли в контейнере, который пришел вместе с лодкой. Это проходило на ура!

- А как проходила подготовка к эвакуации?

- Нужно было провести полную герметизацию корпуса лодки, демонтировать с палубы все устройства. Многое намертво заржавело. Рулевые колонки мы с Тюревым заваливали тяжестью собственных тел, падая с ними в море. Вся подводная часть работы была на мне, так как только у меня было удостоверение водолаза третьего класса и подводного пловца. Ничего, конечно, к тому времени на борту «Нептуна» уже не было, только маска и трубка для ныряния. Всё, что блестело или могло быть использовано в море, местные своровали. За время стоянки вся подводная часть лодки была облеплена в несколько слоёв моллюсками. При любом касании с ними либо порез, либо ожог. Тяжело было и остальным – все в ожогах и ссадинах. Кондрашов сильно повредил руку. А во время первой командировки на Антигуа погиб работник Севмаша, один из членов команды буксира обеспечения. Ребята с буксира поставили крест на берегу в память о товарище.

Вот такое кино
- Никто не позволил бы заводить буксир в акваторию элитного клуба, где стоит «Нептун». Был нанят мощный катер, капитан которого заявил, что в случае инцидента с морской полицией он рубит буксировочный трос и бросает нас. Другого варианта не было, согласились. И под аплодисменты толпы на берегу пошли огибать юго-западную оконечность острова. Часа четыре шли. В акватории порта капитан скинул буксировочный трос и ушёл, а мы остались качаться на волнах примерно в 20 метрах от берега. Со всех океанских судов, стоявших на рейде, и с причала на нас смотрели, смеясь, что-то кричали, фотографировали. 

- Зло брало?

- К сожалению, выглядели мы плачевно. Пришлось мне нырять в маслянистую вонючую воду, плыть с тросом на берег и под улюлюканье зрителей подтягивать лодку к берегу. В порту всё узаконили, оплатили стоянку и ещё остаток денег потом в кассу Севмаша сдали. Вот такое кино!


Из порта лодку забрал сухогруз, он с Кубы шёл до Питера. Сначала «Нептун» ржавел на территории Севмаша. Потом его продали частным лицам, якобы под ресторан в столице, и вывезли на остров Чаячий, откуда он исчез в неизвестном направлении. Поиски его на причалах Москвы и Питера, а также в соответствующих музеях не дали результата. Возможно, купленный по цене металлолома уникальный агрегат на него и порезали. Будем рады, если кто-то поделится сведениями о дальнейшей судьбе «Нептуна». 

Ольга ЛАРИОНОВА

P.S. После выхода материала в газете "Вечерний Северодвинск" один из читателей нам сообщил, что "Нептун" никуда из Северодвинска не увезен, а стоит на закрытой территории одного из строительных предприятий города.
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий