Новости Северодвинска и Архангельской области

Кукольный дом Оксаны Скорняковой

02.07.2012
Изменить размер шрифта
Художник-кукольник Оксана Скорнякова много времени проводит в своей небольшой мастерской. В этом кукольном домике, где на полках расположились яркие персонажи с характерами в лицах, а на столах - детальки будущих произведений, она творит и учит куклотворчеству других.

- Оксана, как давно вы увлекаетесь кукольным мастерством?

- Недавно я с удивлением осознала, что уже пятый год занимаюсь куклами, это, конечно, ерунда в сравнении с опытными мастерами, но удивительно, как летит время. Все началось с того, что однажды я решила сделать куклу маме в подарок. Она у меня мастерица на все руки, искусная швея, сказала тогда, что я своим творением даже ее переплюнула!

- А как выглядела та первая кукла? Как ее звали?

- Прохор, забавный мужичок в деревенском наряде, с мешком денег на плече. Чуть позже я сделала ему жену, строгую, со скалкой. И всю эту композицию назвала «День получки». Мама была в восторге, и даже больше, сама увлеклась куклами, текстильные сегодня особенно хорошо у нее выходят.

- А как первый раз подобрали материалы?

- Использовала все, что под рукой было: масляные краски, глянцевый лак для покраски автомобилей, причем такой глянцевый, вырви глаз! Сейчас таких не использую совсем. Но, несмотря на это, куколка вышла неплохо, я даже отдала Прохора на выставку. Воспринимаю его, как первую работу. Это нормально - по мере роста находить в своих старых куклах ошибки, я даже показываю ученикам некоторые из них со словами «а вот так не стоит делать».

- Прошло время, сегодня Вы уже проводите мастер-классы. Как хобби переросло в профессию?

- Меня сразу захватил этот труд. После первой куклы все и понеслось. Искала статьи в Интернете, читала специализированные журналы, а вообще, я люблю библиотеки, много времени там провела за самообразованием. И однажды узнала о трехдневных курсах замечательной литовской кукольницы Юрате Ясявичиене. Я вдохновилась ее работами еще с фотографий, поэтому сразу начала собирать чемоданы.

- Что решили поехать в Литву?

- Нет, она организовывала мастер-класс в Петербурге, но не так все просто. Очень долго Юрате не могла набрать группу, информация о мероприятии постоянно менялась. И как только я купила билеты, выяснилось, что все сорвалось. Я позвонила знакомым организаторам - как же так… Через некоторое время мне сообщили, что встреча все же состоится.

- Группа все-таки набралась?

- Едва, совсем крохотная. Представившись, Юрате спросила: «Кто тут из Архангельска?» Я, копаясь в сумке, робко подняла руку. «Я приехала только из-за Вас», - ответила эта замечательная женщина. Человек, в которого влюбляешься сразу, в то, как интересно она говорит, мыслит, видит.

- После Вы вдохновились на новые работы?

- Да, словно освободилась, открылась этому делу. Я поняла важную вещь – не надо бояться сделать куклу смешной. Необычные, характерные куклы обязательно вызовут эмоцию у человека. Больше всего я люблю, когда, глядя на мою куклу, люди смеются. Это лучшая похвала.

- Все ваши куклы словно живые. Есть даже ощущение, что у них есть другая активная жизнь, о которой мы ничего не знаем.

- Однажды на одной из ярмарок женщина внимательно рассматривала моих кукол, а потом, остановив взгляд на одной, спросила: «О чем она думает?»

- Это потому, наверное, что образ куклы каждый может интерпретировать по-своему и количество трактовок бесконечно. Кто-то заметит тоску во взгляде, другой  - в уголках губ легкую улыбку. Это целое искусство. Искусство же?

- Думаю, да. В Москве даже проходит международная выставка «Искусство куклы».

- А можно сказать, что Вы художник? Вы, наверное, хорошо рисуете?

- Я художник-кукольник, создаю куклы, но рисовать не умею - лучше никому не видеть мои эскизы! (Смеется) У меня нет основ академического рисунка, в какой-то степени мне это помогает работать, не ограничивает, но я считаю, что знать анатомические особенности и чувствовать пропорцию в кукольном деле необходимо. Поэтому стараюсь восполнять знания, какие-то азы я получила благодаря дизайнерскому образованию.

- Вы учились на дизайнера?

- По специальности я учитель истории и английского! (Улыбается) Но дизайнером интерьера проработала восемь лет после окончания курсов. Так заинтересовалась поначалу, но потом осознала - в этой сфере мало раздолья для творчества. Ты постоянно должен угодить чьей-то идее, которая сегодня одна, а завтра – другая. В результате над примитивным заданием работаешь долго и сильно устаешь, это закрывает художника. Теперь совсем другое дело - сама себе хозяйка, и творю и преподаю.

- Насколько я знаю, теперь Вы работаете и с детьми.

- Да, сначала была только мастерская авторской куклы для взрослых – «М.А.К.», а теперь есть и «МАКОВКА», где мы с детьми занимаемся куклотворчеством. Лет с одиннадцати ребята уже могут освоить технику куклы из паперклея (это такой самозатвердевающий материал), а также папье-маше и текстиля. С детьми я стараюсь разрабатывать простые формы и не требовать от них многого. Со взрослыми так не получаются, многие говорят, что я строгий мастер.

- И в чем проявляется строгость?

- Однажды про меня сказали, что я вылизываю своих кукол. Это почти так. И от новичков я жду того же усердия, что и сама прилагаю в работе. Люблю индивидуально работать с учениками, стараюсь по этому принципу строить график работы. Начинающие кукольники совершенствуются, потом участвуют в выставках, некоторые из учеников уже превзошли меня, готовятся к международным мероприятиям.

- Как думаете, каждому под силу этим заниматься?

- Возможно, должна быть предрасположенность или интерес, но я где-то слышала фразу, что гениальность только на один процент состоит из таланта, все остальное – трудолюбие, поэтому главное - запастись желанием, терпением и усидчивостью.

- Никогда не думали сделать своих кукол персонажами мультфильма? Меня с детства трогают кукольные истории.

- Идея неплохая, для этого надо обзавестись контактами и специальными куклами, в основном мои работы статичны, словно это один миг из жизни персонажа, а для фильма нужны двигающиеся герои, шарнирные, например. Многие спрашивают у меня, не работаю ли я с театральной куклой. И я объясняю, что это совсем другая сфера, где мастера изготавливают кукол-работяг, крупных, чтобы их было видно издалека, и стойких к износу. Мои же отличаются тонкостью, миниатюрностью своих деталей, из-за которых хочется рассматривать куклу долго, словно картину.

- У Вас есть дочь, насколько я знаю, как ей повезло - мама делает кукол!

- Дочь уже сама валяет из шерсти, лепит кукол из папье-маше и паперклея. Мне очень повезло, что я стала заниматься куклотворчеством после игрового периода в ее развитии, эти куклы детям не игрушка. Хотя сегодня многие мамы предпочитают не купить игрушку, а сделать ее своими руками, вложить в нее душу. 

- А как рождаются Ваши образы? Спонтанно? Или вынашиваете их в голове? 

- По-разному, начинаешь лепить – созревает идея, или в магазине заметишь кусочек ткани, и сразу возникает образ будущей куклы.

- Вы так много кукол «приручили», из них есть любимая?

- Есть, это Грустник. Кукла с печальным взглядом, оформленная янтарем. Когда-то композицию с ней я назвала «С осенью наедине». Никогда ее не продам, потому что ей нет цены. А так, я люблю каждую куклу, над которой в данный момент работаю. Слежу за ее рождением. Когда на маленьком пустом личике появляются глазки, они словно начинают подгонять - ждут от тебя завершения.

Беседовала Елена ИОНАЙТИС


   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий