Встреча с такими исполинами в океане не сулит ничего хорошего кораблям и нефтедобывающим платформам. Фото pixabay.com
В ходе 12-й арктической научно-исследовательской экспедиции «Кара-лето-2016», впервые в России был проведён натурный опыт по уникальной технологии - изменение траектории дрейфа айсбергов путём внешнего воздействия.
Экспедицию организовала нефтяная компания (НК) «Роснефть» совместно с Арктическим научным центром и Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом.
Научно-исследовательское судно «Академик Трёшников» выполняло в этом эксперименте роль плавучей лаборатории – в оперативном режиме поставляло специалистам океанографическую и гидрометеорологическую информацию. А работавший в паре с ним дизельный ледокол «Капитан Драницын» успешно «заарканил» и выполнил буксировку айсберга массой… свыше 1 млн тонн!
Правда, произошло это не сразу. Предварительно морякам и учёным пришлось отработать ряд учебных сценариев, том числе и под названием «айсберг-платформа», когда по условиям эксперимента айсберг, двигаясь по направлению к условной нефтедобывающей платформе, угрожал безопасности её персонала и собственно конструкции сооружения. В этом случае ставилась задача с помощью ледокола изменить курс ледового исполина.
Всего в рамках данной экспедиции было выполнено 18 экспериментов по буксировке айсбергов различных форм и размеров в широком спектре погодных условий. «Капитан Драницын» буксировал айсберги с разворотом направления их движения на 90 и 180 градусов и даже одновременно уводил за собой не один, а пару айсбергов.
Данная операция не только явилась первым опытом в Российской Арктике, но и значимым событием в мировой практике мореплавания. Остаётся только сожалеть и сочувствовать пассажирам «Титаника», ведь с уникальным опытом буксировки айсбергов человечество опоздало более чем на столетие…
Олег АНДРЕЕВ