Новости Северодвинска и Архангельской области

«Северодвинск» и «Архангельск» - близнецы-братья

19.11.2014
Изменить размер шрифта
Своей рубкой «Архангельск» при всплытии вполне мог проламывать арктический лед. Фото из архива Олега Химаныча


Пожелаем им счастливой морской судьбы. Она такой складывается не для всех.

Приказом главнокомандующего ВМФ России адмирала Виктора Чиркова строящемуся на Севмашпредприятии атомному подводному крейсеру проекта 885М («Ясень») присвоено наименование «Архангельск». Эту новость со ссылкой на пресс-службу областного правительства на прошлой неделе распространили практически все СМИ города на Двине.

Причем в информации, как правило, подчеркивалось, что основанием для присвоения имени «Архангельск» в будущем одному из самых современных боевых кораблей российского флота якобы стали заслуги столицы Поморья в истории отечественного судостроения и судоремонта. Правда, признаем, что упомянутые «заслуги столицы Поморья в истории отечественного судостроения», вообще-то, относятся не к прошлому веку и даже не к веку девятнадцатому, а к гораздо более раннему периоду, когда и в самом деле на соломбальских верфях строились фрегаты российского императорского флота. В настоящее время морской Архангельск, как его любят величать - «первый порт России», «ворота в Арктику» и тому подобное в том же высокопарном духе, влачит жалкое существование. Но все равно новость вселяет оптимизм, поскольку еще одним современным боевым кораблем у России станет больше и свой путь в океан он начнет в Северодвинске, как и три его корабля-тезки советского Военно-морского флота.

Если быть точным, в прошлом столетии четыре корабля носили имя Архангельска и все они несли службу на Северном флоте. Первым оказался британский линкор Royal Sovereign 1916 года постройки. Англичане передали его нам в счет репараций с Италии после ее выхода из Второй мировой войны. Передача этого корабля советскому экипажу состоялась 30 мая 1944 года в Ньюкасле. 24 августа того же года линкор прибыл в Ваенгу (Североморск), где и начал службу под названием «Архангельск». В боевых действиях конца Великой Отечественной войны он фактически не участвовал, боевой славы не снискал, а 4 февраля 1949 года был возвращен англичанам.

Следующим «Архангельском» стал легкий крейсер проекта 68-бис, строившийся на молотовском заводе №402, – заказ №303. В море корабль так и не вышел, хотя имел достаточно высокую степень готовности, – крейсер утилизировали там же, в Молотовске.

Третьим кораблем, носящим имя «столицы Поморья», стала головная атомная подводная лодка К-525 проекта 949 – заводской заказ №605. Ракетоносец, переданный морякам северодвинцами (ответственный сдатчик В.Н. Фролов), включили в состав Северного флота в 1981 году. Лодка прослужила относительно недолго: в 1996 году ее исключили из состава ВМФ, а утилизировали ее там же, где и создавали, - в Северодвинске.

Наконец, четвертый корабль – атомный тяжелый подводный ракетный крейсер ТК-14, построенный в 1987-м в Северодвинске по проекту 941 (заказ №725) и получивший бортовое наименование «Архангельск» в 2001 году. Эта лодка относилась к семейству так называемых «Акул» - и по сей день самых больших подлодок в мире. Полное водоизмещение корабля - 48 тысяч тонн при длине корпуса 172 метра. Крейсер нес 20 баллистических межконтинентальных ракет комплекса Д-19. Судьбу его, как и его собратьев, созданных замыслом Сергея Никитича Ковалёва и трудом тысяч северодвинских корабелов, позволю назвать неудачной: четвертый «Архангельск» стал жертвой необдуманной политики «разоружения» еще в горбачевское время. Сегодня подлодка выведена из состава российского ВМФ и ждет утилизации.

А на первенце серии «Ясеней» - атомной подлодке «Северодвинск» (она уже в числе переданных флоту) на прошлой неделе были проведены важные испытания. Прошли они на Северном флоте. Испытывалась всплывающая спасательная камера подлодки. По словам командующего Северным флотом адмирала Владимира Королёва, делалось это «впервые в российском периоде истории отечественного ВМФ».

Как проходили испытания устройства? В акватории губы Западная Лица «Северо-двинск» погрузился на глубину 40 метров, где его положение стабилизировали, чтобы имитировать неподвижное положение аварийной подлодки на грунте. Тогда же испытательная команда из пяти человек заняла места в спасательной капсуле атомохода. Важно заметить, что в самой камере, помимо испытателей, был размещен и балласт, массой равный суммарному весу всего экипажа. В обусловленное время по команде и в штатном режиме произошла отстыковка камеры от корпуса «Северодвинска», и она благополучно всплыла на поверхность моря. Здесь ее поджидали спасатели, которые отбуксировали камеру к судну обеспечения.

Адмирал Владимир Королёв, подводя итоги испытаний, в частности, заявил, что они «еще раз подтвердили надежность и продуманность современных кораблей, поступающих на вооружение флота, а тщательная подготовка командования подводных сил Северного флота и экипажа АПЛ «Северодвинск» к данному учению позволила безопасно провести это сложнейшее мероприятие».

Олег ХИМАНЫЧ

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий