Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Новости Северодвинска и Архангельской области

От космоса до углеводородов

27.04.2019
Изменить размер шрифта
Центр судоремонта имеет хороший опыт строительства судов гражданского назначения (буксиры, траулеры, суда-площадки и даже яхты океанского класса), однако в настоящее время строительство гражданских судов здесь не ведётся. Почему? Выясним у начальника отдела гражданского судостроения АО «ЦС «Звёздочка» Дмитрия Угренюка.

- Одной из причин является отсутствие необходимых построечных мест. Второй фактор – неконкурентная цена строительства. В сегменте строительства несложных судов Центру судоремонта тяжело конкурировать по цене с судостроительными верфями, обладающими современными технологиями корпусообработки, сборки и достройки судов. Эти технологии, а также имеющая место серийность постройки позволяют нашим конкурентам предложить заказчику более низкую цену строительства судна. Кроме того, в современных условиях заказчика не устраивают длительные сроки строительства судна.

- Чем представлено сейчас гражданское судостроение на «Звёздочке», каковы перспективы развития данного направления?
- В условиях отсутствия стапельных мест для обеспечения загрузки корпусного цеха 7 работаем сейчас в части изготовления специализированных металлоконструкций. Развиваем направление по созданию наземной инфраструктуры космодрома «Восточный». В прошлом году завершили изготовление лонжеронов и закладных деталей пускового стола. В этом году ведём строительство облицовок газоотражателей пускового стола и корневых секций кабель-заправочной башни. В стадии подготовки находится договор на изготовление корпуса крупногабаритной вакуумной установки для испытания космических аппаратов на космодроме «Восточный». Кроме того, ведём переговоры по заключению договоров на строительство крупногабаритных металлоконструкций в обеспечение реализации проекта «Арктик СПГ - 2», в частности, в ближайшее время начнём изготовление главных балок мостового крана грузоподъёмностью 350 тонн для верфи «Новатэк-Мурманск», которая будет строить крупнотоннажные плавучие заводы СПГ в рамках проекта «Арктик СПГ - 2».
Увеличение доли гражданской продукции в объёме заказов АО «ЦС «Звёздочка» необходимо осуществлять за счёт участия в проектах строительства морской техники для добычи углеводородов на арктическом шельфе РФ. В таких проектах «Звёздочка» может быть достаточно конкурентоспособна за счёт многолетнего опыта изготовления металлоконструкций из хладостойких сталей для морской нефтегазовой техники, территориальной близости к морским арктическим месторождениям, хорошей логистической доступности как для получения материалов и комплектующих для строительства, так и отправки морским путём изготовленных сооружений, а также возможности параллельного выполнения работ при строительстве морской техники на нескольких производственных площадках, находящихся в Арктическом регионе (головная организация, филиалы СРЗ «Красная Кузница», СРЗ «Нерпа», 35-й СРЗ).
Одним из таких заказов может стать строительство в кооперации с АО «ПО «Севмаш» ледостойкой стационарной платформы ЛСП «А» для месторождения «Каменномысское-море» (заказчик – ПАО «Газпром»), над проработкой которого мы сейчас очень плотно работаем. Готовимся принять участие в тендере на строительство, который состоится в июле этого года. Если тендер будет выигран, это обеспечит загрузку «Звёздочки» и Севмаша по гражданскому судостроению, как минимум, на четыре года.
- Что нужно для получения столь крупного заказа?
- Во-первых, чтобы с середины 2020 года, когда на предприятие начнут поступать с Севмаша блоки и секции для формирования суперблоков платформы, у нас появились стапельные места в эллинге, где мы могли бы заложить опорное основание платформы. Во-вторых, надо будет дать лучшее ценовое предложение. Соответственно мы уже сейчас должны разработать технологии строительства платформы, которые обеспечат высокую производительность труда при строительстве, необходимо ещё раз пересмотреть и снизить наши затраты на потребление материальных и топливно-энергетических ресурсов за счёт широкого внедрения энергосберегающих технологий и на создание оснастки. Выпускаемая оснастка часто является малоэффективной и материалоёмкой.
Для снижения себестоимости строительства придётся применить и нестандартное для предприятий ВПК решение - внедрить систему управления проектом, позволяющую вести раздельный учёт накладных расходов в рамках отдельного проекта, что существенно снизит процент общехозяйственных накладных расходов по гражданской продукции предприятия.
- Задачи глобальные. Без господдержки, думаю, не обойтись.
- На неё мы тоже рассчитываем. Для изготовления крупногабаритных конструкций морской нефтегазовой техники нам необходимо выполнить ряд мероприятий по реконструкции производственных мощностей, которые расширят наши возможности по изготовлению этой продукции. В частности, на головном предприятии для осуществления отгрузки многотонных конструкций морской техники методом накатки на баржу необходимо усилить мелководную набережную и выполнить строительство транспортного коридора от эллинга до набережной шириной 24 метра и распределённой нагрузкой 10 кв. м. Аналогичное укрепление набережной требуется сделать и на филиале «Красная Кузница»,  установить там новый портальный кран, выполнить реконструкцию блока цехов филиала.
Для повышения эффективности и качества изготовления металлоконструкций морской техники в головной организации и северных филиалах, которые будут участвовать в строительстве, необходимо приобрести новое технологическое оборудование взамен морально и физически устаревшего: линию очистки стали, роботизированную линию для 3D-резки конструкционных профилей, балок и труб, оборудование для окраски секций, новое сварочное и метрологическое оборудование. Для строительства платформы потребуется и тяжёлая автомобильная техника: колёсный транспортёр грузоподъёмностью 200 тонн и тяжёлый гусеничный кран большой грузоподъёмности.
Все эти мероприятия заявлены нами совместно с отделом технического развития в государственные программы поддержки развития предприятий ВПК, идущих по пути диверсификации и перехода на выпуск гражданской продукции. Надеемся, что наши предложения будут поддержаны органами государственной власти и АО «ЦС «Звёздочка» получит финансирование для их реализации.
В заключение. В настоящее время количество гражданских заказов «Звёздочки» увеличивается, что не может не радовать, но для дальнейшего роста гражданскому судостроению на «Звёздочке» нужна поддержка, как со стороны руководства предприятия, так и на уровне региональных и федеральных властей. Необходимо выполнить и перестройку некоторых характерных для оборонного предприятия устоев, начать работу в современных условиях рынка гражданского судостроения, повысить оперативность подготовки производства, сократить непроизводительные затраты. Уверен, всем этим вопросам будет уделяться в ближайшем будущем большое внимание, а значит, гражданское судостроение на «Звёздочке» будет жить и развиваться.

Беседовала Людмила ШУРЫНДИНА

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий