Новости Северодвинска и Архангельской области

Назло врагам-космополитам сменили имя на борту…

03.03.2017
Изменить размер шрифта
Пароход Montcalm на репродукции из канадского издания начала XX века

Как вместо парохода Montcalm появился «Прончищев».

Известно, самым первым заказом современного ЦС «Звёздочка» стал ледокольный пароход «Прончищев». Мы уже рассказывали, как в 1942 году его передали нам канадцы под изначальным именем Montcalm. С ним корабль проходил в советской Арктике без малого шесть лет. И вот наступил день, когда он стал «Прончищевым». Но что тому предшествовало? История здесь, как выясняется, не лишёна загадок, а потому и любопытна.

Повод для сомнений
В справочнике Сергея Сергеевича Бережного «Флот СССР. Корабли и суда ленд-лиза» (1994 г.) утверждается, что Montcalm получил новое имя 11 ноября 1947 года. В справочнике Сергея Александровича Спирихина «Суда Северного морского пароходства и полярной гидрографии» (2003) текст Бережного о Montcalm скопирован один к одному, включая грамматические ошибки. Но главное, достоверна ли дата 11 ноября 1947 года?
Судовой журнал самого парохода Montcalm от 11 ноября 1947 года:

«00.00. Продолжаем стоять третьим корпусом у Холодильника, ошвартованные у борта ледокольного парохода «Дежнев» в ожидании распоряжений. Под паром котёл №2. Остальные под загребным жаром. Машины отпущены до 9 утра. Вахту у трапа несёт матрос Горлов… 08.00. Палубная команда вышла на работу полностью, за исключением больных водолаза Зеленцова, плотника Кустова и уборщицы Ергиной. 13.45. Начали перетяжку к корме «Дежнева», освобождая ему борт у передней палубы для погрузки кунгасов. 16.00. Спустили флаг и зажгли якорные огни. Команду перевели на морские вахты. 17.15. В течение дня производилась уборка палубы, сдача излишков продовольствия и заготовка песка для аварийных и противопожарных надобностей. Прибыли на борт вновь назначенный врач Зикин Л.М. и ученик матроса Зелянин Н.И. В 20.00 на вахту заступили матросы Лифиренко и Ефремов».

Всё! И назавтра, и через неделю, и 20 декабря, когда записи перешли уже в новый вахтенный журнал, Montcalm значился под прежним именем. Не сменилось оно и в декабре, и в начале января уже 1948 года. Всё то же слово «Монткальм» написано на первой, лицевой странице журнала!

А что говорят архивы Главного управления Севморпути (ГУСМП) и архангельского Арктического пароходства? В документах ледокольный пароход тоже оставался «Монткальмом» вплоть до 7 января 1948 года! Новое название - «Прончищев» - первый раз прозвучало в приказе по пароходству лишь 14 января 1948 года! То есть корабль по факту переименовали между 7 и 14 января. Но в сборнике приказов как управления Севморпути, так и пароходства о том нет ни распоряжений или указаний, нет ни радиограмм, ни почтовых депеш от руководства!
Неужели и на пароходе не знали, что он стал «Прончищевым»? Похоже, нет! Начало 1948 года. Судно стоит в Мурманске у причала №5. Под паром котёл №1. Машины в суточной готовности, водолазы из ЭПРОН меняют лопасть одного из винтов… Указывается даже, какой фильм смотрела команда в кают-компании судна – «Похождения Ходжи Насреддина в Бухаре», а про новое имя корабля – ни слова! Чудеса!

Если и обращает внимание в однообразном рукописном тексте журнала какая запись, так от 16 января: «17.10. На борт прибыл начальник пароходства Стрекаловский (пароходство, которым он руководил, находилось в Архангельске, а судно стояло в Мурманске. - Прим. О.Х.). 18.00. Стрекаловский сошёл на берег. 18.30. Началось партсобрание…» (повестка партийного собрания не сообщается. - Прим. О.Х.). А 20 января на борт Montcalm поднялся уже не только Стрекаловский, но и некие «представители пароходства». Пробыли они на пароходе один час. В последующие дни водолазы наконец установили винт и корабль начал готовиться к тюленьему промыслу – рабочие и команда занялись переоборудованием части помещений, приняли на борт первую партию зверобоев… 17 февраля на пароход прибыли «председатель Басскомморе тов. Калинин и начальник эксплуатации пароходства тов. Шубин», до 21.45 шло собрание экипажа с неизвестной повесткой… И только 19 февраля (!) в журнале наконец появилась запись, из которой следует - теперь пароход называется «Прончищев».

Эхо речи в Фултоне
Переименования судов, тем более кораблей Военно-морского флота СССР – прерогатива высшего уровня, и можно быть уверенным - указание по Montcalm исходило из Москвы. Другое дело, из какого ведомства – Министерства морского флота или Главного управления Севморпути? Хотя не исключено, что могли приложить старания и более высокие чиновники идеологического круга. В качестве версии тому есть две предпосылки…

5 марта 1946 года (!) в английском Фултоне Уинстон Черчилль произнёс свою знаменитую речь, которую и сегодня считают сигналом к началу так называемой «холодной войны». Не только Великобритания, но и другие страны Запада, а в их числе, к сожалению, и Франция, перестали быть нашими союзниками. А если так, то негоже кораблю советского флота носить имя французского генерала времён Семилетней войны! Даже если Montcalm и проходил с ним под советским флагом почти всю Великую Отечественную, а затем ещё более двух лет! (Вообще, факт для кораблей, принятых нами по ленд-лизу,  уникальный. - Прим. О.Х.)

И второе. Вспомните, наш идеологический ответ на фултонский вызов – уже вскоре после него в Советском Союзе широко развернулась политическая кампания борьбы с космополитизмом. В августе - сентябре 1946 года вышли сразу три постановления ЦК ВКП(б): «О журналах «Звезда» и «Ленинград»…», «О репертуаре драматических театров…», «О кинофильме «Большая жизнь». Документы разные лишь по заголовкам, суть одна - против преклонения и заискивания перед Западом, за свой, советский патриотизм. Мог ли устоять после такого удара Montcalm? Сомнительно!

Впрочем, это версия. В архивных документах прямых данных нет, и пока ясно лишь одно: те, кто затеял смену имени парохода, постарались свою цель не афишировать. Но здесь мало удивительного, поскольку острые моменты идеологического порядка в те годы всенародно не обсуждали, разве только на… закрытых партийных собраниях.

Ну а приводимая в справочниках дата? Даже если условно принять 11 ноября 1947 года за день, когда решили переименовать Montcalm в «Прончищева», директива из Москвы никак не могла идти до Архангельска… 57 дней! Потому вопросы пока и остаются.

13 строк и 5 ошибок
Вполне объяснимо, что ледокольный пароход Montcalm («Прончищев») со временем часто упоминался в нашей периодике и литературе. Указывался корабль и во многих работах историков флота, в том числе и в справочниках. К сожалению, без неточностей не обошлось. Вкрались они и в упомянутый справочник С.С. Бережного, и в издание С.А. Спирихина «Суда Северного морского пароходства и полярной гидрографии» (2003). Текста о Montcalm здесь немного, но в нём серьёзные ошибки. Итак, страница 233:

«Бывший канадский ледокольный пароход MONTKALM. Построен в 1905 г. на судоверфи Napier&Miller Ld в Глазго (Великобритания). Весной 1942 г. приобретён Наркомвнешторгом, 06.05.1942 г. В конвое PQ-15 прибыл из Англии в Мурманск и вошёл в состав Архангельского Арктического морского пароходства Главного управления Северного морского пути. В годы Великой Отечественной войны в составе военизированных судов Северного бассейна производил народнохозяйственные перевозки и снабжение полярных станций в Карском и Белом морях. В 1944 г. проходил ремонт на заводе №402 в Молотовске. С 1953 г. входил в состав Мурманского Арктического пароходства. В 1954 г. передан ВМФ и в качестве плавучей казармы зачислен в состав Северного флота. В 04.1957 г. исключён из списков судов ВМФ в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и разделки на металл и в 05.1957 г. расформирован».

Информация занимает в справочнике 13 строк. Однако…
Первое. Неверно указано канадское наименование парохода – Montkalm, а правильное правописание - Montcalm.
Второе. Непонятно, почему судно вообще попало на страницы книги о Северном морском пароходстве, ведь ледокольный пароход Montcalm («Прончищев») никогда не входил в его состав! С мая 1942 года, когда корабль прибыл в Советский Союз, его и в самом деле приписали, как и указывает автор, к Архангельскому Арктическому морскому пароходству. Но Северное морское и Архангельское Арктическое – это разные организации!

Третье. Во время войны Montcalm «производил народнохозяйственные перевозки» не только в Карском и Белом морях. Общеизвестны его регулярные, причём заранее запланированные, рейсы в Тикси, а это уже Якутия и море Лаптевых. И потом, без малого год (!) - с октября 1944 и до сентября 1945 года - пароход вообще трудился на… Тихом океане: обеспечивал аварийные работы у парохода «Кузбасс», стоял на ремонте в Петропавловске-Камчатском, возил пассажиров и грузы в бухту Провидения, на Командорские острова в Беринговом море. А чтобы оказаться на Дальнем Востоке, а затем вернуться в европейскую часть Союза, он преодолел ещё и Восточно-Сибирское море, и Чукотское.

Четвёртое. Montcalm не проходил ремонт на молотовском заводе №402, причём ни в 1944 году, ни ранее, ни позднее. Возможно, работая с документами, где сказано о ремонте парохода на «верфи СМП», С.С. Бережной неверно расшифровал аббревиатуру СМП как «Северное машиностроительное предприятие», тогда как речь шла о верфи Северного морского пути. Montcalm, в самом деле, стоял на этом… архангельском предприятии, и не раз. Но с другой-то стороны, не мог же С.А. Спирихин не знать, что завод №402 стал Севмашпредприятием только в 1959 году! 

О возможной ошибке с датой переименования Montcalm в «Прончищева» мы уже говорили. Остаётся только гадать, как случилось, что Сергей Александрович, обычно щепетильный в исследовательской работе, допустил столько промахов кряду. В любом случае факт досадный.

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк 
Фото из архива Олега Химаныча
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий