Похоже, фортуна поворачивается к АТФ спиной, а рыболовные траулеры к Архангельску – кормой… Фото Олега Химаныча
Возможно, скоро Архангельск останется без своего рыболовного флота
На прошлой неделе в Министерстве экономического развития РФ прошли слушания. Обсуждался вопрос о критериях приватизации ОАО «Архангельский траловый флот» (АТФ). Это вопрос давний, вызывающий множество споров, поскольку предприятие не только входит в тройку самых крупных рыбодобывающих компаний Северного бассейна, но и является самым успешным, несмотря на то что до сих пор не было приватизировано.
Банком-агентом по проведению приватизации самого крупного рыбацкого предприятия Архангельской области стал Газпромбанк. Его представитель сообщил, что одним из критериев отбора претендентов на покупку акций является обладание выручкой в 500 миллионов рублей за прошлый год и принципиально важно, «чтобы новым собственником предприятия стала компания с финансовым ресурсом, достаточным для продолжения модернизации флота и повышения его конкурентоспособности на рынке». Однако, как сразу же заметили специалисты, выручка покупателя в 500 миллионов рублей и годовой оборот архангельских рыбаков в 4,5 миллиарда рублей - это несопоставимо! Купить АТФ такая компания сможет, а вот обеспечить инвестирование и модернизацию флота, переработку его продукции - нет.
Все это вызвало тревожные ожидания как в коллективе, который является родоначальником государственного тралового флота, предприятием с почти вековой историей, так и в самом областном центре. Действительно, по многим параметрам нужно признать АТФ уникальным: здесь десятилетиями складывался коллектив, промысловый опыт накапливался годами, а затем, образно говоря, бережно передавался от отца к сыну - ни в одном другом коллективе рыбной отрасли России нет такого числа семейных династий.
На сегодня в состав предприятия входят 20 рыболовецких судов, береговые склады, холодильные установки, рыбоперерабатывающий завод. На предприятии трудятся свыше двух тысяч работников, еще около трех тысяч - в смежных сферах.
Коллектив рыбаков в подавляющем большинстве своем против присоединения Архангельского тралфлота к любой из прочих рыбодобывающих организаций. Приводятся, в частности, слова первого заместителя генерального директора АТФ по финансам и экономике Андрея Орлова о том, что «сложившаяся практика убеждает: нового собственника могут интересовать именно квоты АТФ для оптимизации уже имеющегося своего бизнеса. В случае приобретения нашего предприятия рыбодобывающей компанией с существующим модернизированным флотом или компанией с развитой портовой инфраструктурой высока вероятность того, что флот АТФ будет передислоцирован в другой порт, перерабатывающие мощности закрыты, трудовой коллектив значительно сокращен».
По убеждению специалистов АТФ, к покупке акций флота нельзя допускать так называемых «ларечников». Искать претендентов надо среди серьезных инвесторов. Более того, в перечень условий должен быть внесен ряд социальных требований, и главное - сохранить рыболовный флот в родном Архангельске и не допустить резкого сокращения трудового коллектива.
В целом на слушаниях было озвучено три варианта приватизации АТФ: аукцион, конкурс или конкурентные переговоры. Нужно пояснить, что при проведении аукциона есть опасность, что претендент заинтересован прежде всего в покупке квот на вылов рыбы и распродаже имущества, а не в дальнейшем развитии предприятия.
Как настроены власти? Правительство Архангельской области убеждено, что продажа акций предприятия «должна проходить только при условии выполнения инвестором всех социальных обязательств, и в первую очередь сохранения рабочих мест». Такого же мнения придерживаются Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство по рыболовству, Счетная палата Российской Федерации и ряд других федеральных структур.
Однако, к сожалению, в ходе слушаний единого мнения о способе приватизации АТФ достигнуто так и не было. Говорят, обсуждение дальнейшей судьбы предприятия состоится с привлечением потенциальных инвесторов.
Олег АНДРЕЕВ