В первых антарктических рейсах советские моряки непременно делали остановку в недружественной нам тогда ЮАР. Дизель-электроход «Обь» в порту Кейптауна. Фото из архива Олега Химаныча (собрание Николая Тюрикова)
Прославленный капитан Антарктиды начинал на самом первом корабле ЦС «Звёздочка».
К началу 1947 года в экипаже Montcalm, из тех, кто первый раз повёл его на Севморпуть, оставалось не больше трёх-четырёх моряков. Столь полная ротация объяснима: в Арктическое пароходство возвращались с фронтов мобилизованные моряки, обновлялись экипажи всех кораблей. Те же, по понятиям мирного времени, мальчишки (им в 1942-м всего-то и было двенадцать), кто ушёл на Montcalm в первый рейс из Молотовска, значились уже матросами и машинистами I класса. На них был спрос в отделе кадров.
Тем паче рос статус и у штурманов, к тому же переход их с судна на судно обычное дело в морской практике. Правда, в нашем случае мне видится не просто смена возрастных поколений на флоте. Приходили молодые, но сполна вкусившие военного лиха выпускники морских училищ. А это особый житейский опыт, взгляд, даже философия.
Особая группа выпускников
В судовой роли парохода «Прончищев» 1949 года находим – Купри Эдуард Иосифович, четвёртый помощник капитана. На флоте «четвёртых», ступивших на самую первую ступень навигационного ремесла, иной раз без доли какого-либо уничижения, а скорее ласково, называли штурманёнками.
Сергей Терентьев, заведующий музея Архангельского морского института имени В.И. Воронина, знаток северных мореходов, узнав о моём интересе, разве что не воскликнул:
- Выпуск нашей мореходки 1948-го очень примечательный будущими знаменитостями! А Купри у них, между прочим, был старшиной группы. В нашем архиве дел немного, но «выпускное дело» Купри есть! Есть и фото, правда, уже 60-х…
Однако нашлось не только фото самого Эдуарда Иосифовича, но и его однокашников. А среди них и в самом деле известные люди – будущие капитаны, чьи имена потом присвоили судам Северного морского пароходства: Геннадий Иванович Куроптев (1929-1994), Юрий Альфредович Лусь (1925-1975), Михаил Иванович Яковлев (1926 – 1988).
Итак, личное дело и плюс Морская энциклопедия об Э.И. Купри. Советский полярный капитан. Эстонец. Уроженец Псковщины – деревня Карсаково Струго-Красненского района. Окончил Архангельское мореходное училище, диплом техника-судоводителя и штурмана дальнего плавания. Шесть походов в Антарктиду, в том числе и тот, когда основали полярную станцию Мирный…
Но вернёмся в осень 1949 года. Постаревший «Прончищев» только-только вернулся из своего полноценного снабженческого рейса и 27 октября стал на зимний отстой. На борту молодой штурман - четвёртый помощник капитана Э.И. Купри. Есть любопытное обстоятельство, на которое, к слову, не раз ссылались историки флота. Эдуард Иосифович первые месяцы после училища служил не только на «Прончищеве», но и на другом пароходе-долгожителе – ледорезе «Фёдор Литке». Так вот позже, когда он возвращался на ледорез уже в ранге второго помощника и старпома, то жил в каюте отважного полярного штурмана Альбанова, который в юности участвовал в плавании Георгия Брусилова на шхуне «Святая Анна». Позже, решившись на отчаянный пеший переход по льдам Центральной Арктики, именно он сберёг материалы той трагической экспедиции. Видится ли в том обычное совпадение или всё-таки некий знак свыше, но бывший штурманёнок с Montcalm («Прончищева»), живший в каюте Альбанова на «Фёдоре Литке», впоследствии стал знаменитым полярным капитаном.
И ещё одна примечательность, какую впоследствии заметили биографы – начинал Эдуард Иосифович на мостике старых кораблей, но затем всякий раз, как правило, переходил на самые современные суда, именно ему поручали новаторские рейсы.
Позавидовал бы и Альбанов
Старпому Купри не исполнилось и тридцати пяти, а в пароходстве ему уже доверяли подменять капитанов новейших на тот период судов - дизель-электроходов «Днепрогэс» и «Лена». В 1963 году он окончил Ленинградское высшее инженерно-морское училище имени С.О. Макарова и позже, уже в капитанской должности, командовал теплоходами «Якан» и «Сыктывкар», дизель-электроходами «Индигирка» и «Обь». Опыта хождений по Севморпути ему было не занимать, и в 1964-м Э.И. Купри удостоили звания Почётного полярника. А ещё через год ему вполне мог бы позавидовать и легендарный штурман Валериан Альбанов – бывшему штурманёнку Купри доверили вести свой корабль в крайние южные широты.
Антарктида 60-х для большинства мореходов – новый и редко посещаемый океан с принципиально новыми условиями навигации. На компас здесь нельзя полагаться - надёжнее ориентироваться по звёздам. Ночами свет позволяет безопасно двигаться, а днём штурману лучше рассчитывать по методу тени от солнца. В Антарктике нет многолетних скоплений тяжёлого льда, как в Арктике, зато айсбергов хоть отбавляй – и от них главная тревога! Эти миллионы тонн льда постоянно в движении, брать их за ориентир нельзя, а приближаться к ним опасно - могут внезапно «сделать оверкиль». Берега Антарктиды столь же коварны: «вечные ледники» неожиданно могут стремительно сорваться в океан…
Дизель-электроход «Обь» в 1965-м вёл энергичный и смелый, опытный профессионал капитан Э.И. Купри. Он впоследствии ещё четыре раза возвращался в Антарктику на своём корабле. А это не только десятки тысяч тонн грузов, доставленных на ледовые барьеры пятого материка, но и совместная работа с полярниками над научными изысканиями.
В книге Владимира Санина «Новичок в Антарктиде» есть штрихи к портрету капитана Э.И. Купри того времени: «Все, кто плавал на «Оби», знают: дверь каюты капитана почти всегда открыта! Ни на одном корабле я этого не видел, а на «Оби» — каждый день. Дверь открыта, за столом сидит Купри, углубившись в бумаги, и вы можете либо просто, не заходя, поздороваться с ним, либо зайти и пожать ему руку. Казалось бы, что в этом особенного, а впечатление производит большое. Ведь капитан на корабле — высшая инстанция, человек, наделённый абсолютной властью! И каждого входящего капитан примет, с каждым поговорит. Высоко ценят на «Оби» этот традиционный демократизм капитана. И не только его: распахнуты двери кают первого и старшего помощников, смело входи, если у тебя есть дело. И с тобой, кто бы ты ни был, матрос второго класса или доктор наук, поговорят весело и доброжелательно».
По следам Андрея Пинежанинова
В 1971-м капитан Купри снова принял новое судно - «Павлик Ларишкин». Теплоход относился к сухогрузам германской постройки, известным в моряцком просторечии как «пионеры-герои». Это относительно небольшие, но надёжные, а главное, с небольшой осадкой суда всякую летнюю навигацию эксплуатировались в нашей Арктике, в каботажных рейсах. Практически снабжение всех полярных станций на Севморпути возлагалось на них. Зимой такие теплоходы переходили в незамерзающую Атлантику, держали здесь грузовые линии, в том числе из Европы в Канаду. В одном из таких рейсов Эдуард Иосифович, скажем так, повторил достижение своего коллеги Андрея Фёдоровича Пинежанинова (тоже ведь, кстати, моряка с Montcalm-«Прончищева») и был удостоен «Золотой трости». Произошло это на стыке навигаций 1973-1974 годов. Экипаж «Павла Ларишкина» в сложных метеорологических и ледовых условиях выиграл традиционную гонку судов и первым 2 января 1974 года пробился в порт Монреаля. Этот почётный для всякого судоводителя приз сегодня находится в экспозиции музея Мурманского пароходства.
На «Петре Великом»
В 1978 году капитана Купри выдвинули на должность капитана нового крупнотоннажного теплохода «Пётр Великий» - головного корабля из серии специализированных балкеров-контейнеровозов. С «Павликом Ларишкиным» такие никак не сравнить! Дедвейт – 19500 тонн. Длина корпуса 162 метра, ширина почти 23 метра, усиленный ледовый класс УЛ 1, мощность 11200 лошадиных сил. По тем временам арктическое судно-гигант! Таких доводилось чаще видеть на таймырской линии, где возили они норильскую руду. В море балкеры типа «Пётр Великий» ходили уверенно, смело, а вот на Енисее с его порогами и отмелями порой было тесновато, и от судоводителя, кроме подсказок лоцмана, обязательно требовался большой собственный опыт, а уж при швартовке таких махин к причалам ветреной Дудинки и особые знания.
Эдуард Иосифович капитанил на «Петре Великом» более десяти лет, вплоть до своего ухода на пенсию. Настоящие мореходы знают, сколь высоко ценятся в их профессиональном сообществе знаки «За безаварийную работу». Так вот, за всё время своей работы Купри не допустил ни одной аварии!
Если строить повествование о наиболее примечательных судьбах моряков Montcalm («Прончищев») в строго хронологическом порядке, то Эдуарду Иосифовичу, пожалуй, выпали заключительные строки. В 1988 году он вышел на пенсию и жил в Петербурге, скончался 23 марта 2013 года на восемьдесят шестом году жизни.
Капитан Э.И. Купри награждён орденом Трудового Красного Знамени (1971), медалью «За доблестный труд» (1970).
Олег ХИМАНЫЧ, морской историк