Новости Северодвинска и Архангельской области

Эдуард Купри - штурманёнок с «Прончищева»

03.02.2017
Изменить размер шрифта
В первых антарктических рейсах советские моряки непременно делали остановку в недружественной нам тогда ЮАР. Дизель-электроход «Обь» в порту Кейптауна. Фото из архива Олега Химаныча (собрание Николая Тюрикова)

Прославленный капитан Антарктиды начинал на самом первом корабле ЦС «Звёздочка».

К началу 1947 года в экипаже Montcalm, из тех, кто первый раз повёл его на Севморпуть, оставалось не больше трёх-четырёх моряков. Столь полная ротация объяснима: в Арктическое пароходство возвращались с фронтов мобилизованные моряки, обновлялись экипажи всех кораблей. Те же, по понятиям мирного времени, мальчишки (им в 1942-м всего-то и было двенадцать), кто ушёл на Montcalm в первый рейс из Молотовска, значились уже матросами и машинистами I класса. На них был спрос в отделе кадров.

Тем паче рос статус и у штурманов, к тому же переход их с судна на судно обычное дело в морской практике. Правда, в нашем случае мне видится не просто смена возрастных поколений на флоте. Приходили молодые, но сполна вкусившие военного лиха выпускники морских училищ. А это особый житейский опыт, взгляд, даже философия.

Особая группа выпускников
В судовой роли парохода «Прончищев» 1949 года находим – Купри Эдуард Иосифович, четвёртый помощник капитана. На флоте «четвёртых», ступивших на самую первую ступень навигационного ремесла, иной раз без доли какого-либо уничижения, а скорее ласково, называли штурманёнками.

Сергей Терентьев, заведующий музея Архангельского морского института имени В.И. Воронина, знаток северных мореходов, узнав о моём интересе, разве что не воскликнул:

- Выпуск  нашей мореходки 1948-го очень примечательный будущими знаменитостями! А Купри у них, между прочим, был старшиной группы. В нашем архиве дел немного, но «выпускное дело» Купри есть! Есть и фото, правда, уже 60-х…

Однако нашлось не только фото самого Эдуарда Иосифовича, но и его однокашников. А среди них и в самом деле известные люди – будущие капитаны, чьи имена потом присвоили судам Северного морского пароходства: Геннадий Иванович Куроптев (1929-1994), Юрий Альфредович Лусь (1925-1975), Михаил Иванович Яковлев (1926 – 1988). 

Итак, личное дело и плюс Морская энциклопедия об Э.И. Купри. Советский полярный капитан. Эстонец. Уроженец Псковщины – деревня Карсаково Струго-Красненского района. Окончил Архангельское мореходное училище, диплом техника-судоводителя и штурмана дальнего плавания. Шесть походов в Антарктиду, в том числе и тот, когда основали полярную станцию Мирный…

Но вернёмся в осень 1949 года. Постаревший «Прончищев» только-только вернулся из своего полноценного снабженческого рейса и 27 октября стал на зимний отстой. На борту молодой штурман - четвёртый помощник капитана Э.И. Купри. Есть любопытное обстоятельство, на которое, к слову, не раз ссылались историки флота. Эдуард Иосифович первые месяцы после училища служил не только на «Прончищеве», но и на другом пароходе-долгожителе – ледорезе «Фёдор Литке». Так вот позже, когда он возвращался на ледорез уже в ранге второго помощника и старпома, то жил в каюте отважного полярного штурмана Альбанова, который в юности участвовал в плавании Георгия Брусилова на шхуне «Святая Анна». Позже, решившись на отчаянный пеший переход по льдам Центральной Арктики, именно он сберёг материалы той трагической экспедиции. Видится ли в том обычное  совпадение или всё-таки некий знак свыше, но бывший штурманёнок с Montcalm («Прончищева»), живший в каюте Альбанова на «Фёдоре Литке», впоследствии стал знаменитым полярным капитаном.

И ещё одна примечательность, какую впоследствии заметили биографы – начинал Эдуард Иосифович на мостике старых кораблей, но затем всякий раз, как правило, переходил на самые современные суда, именно ему поручали новаторские рейсы.

Позавидовал бы и Альбанов
Старпому Купри не исполнилось и тридцати пяти, а в пароходстве ему уже доверяли подменять капитанов новейших на тот период судов - дизель-электроходов «Днепрогэс» и «Лена». В 1963 году он окончил Ленинградское высшее инженерно-морское училище имени С.О. Макарова и позже, уже в капитанской должности, командовал теплоходами «Якан» и «Сыктывкар», дизель-электроходами «Индигирка» и «Обь». Опыта хождений по Севморпути ему было не занимать, и в 1964-м Э.И. Купри удостоили звания Почётного полярника. А ещё через год ему вполне мог бы позавидовать и легендарный штурман Валериан Альбанов – бывшему штурманёнку Купри доверили вести свой корабль в крайние южные широты.

Антарктида 60-х для большинства мореходов – новый и редко посещаемый океан с принципиально новыми условиями навигации. На компас здесь нельзя полагаться - надёжнее ориентироваться по звёздам. Ночами свет позволяет безопасно двигаться, а днём штурману лучше рассчитывать по методу тени от солнца. В Антарктике нет многолетних скоплений тяжёлого льда, как в Арктике, зато айсбергов хоть отбавляй – и от них главная тревога! Эти миллионы тонн льда постоянно в движении, брать их за ориентир нельзя, а приближаться к ним опасно - могут внезапно «сделать оверкиль». Берега Антарктиды столь же коварны: «вечные ледники» неожиданно могут стремительно сорваться в океан…

Дизель-электроход «Обь» в 1965-м вёл энергичный и смелый, опытный профессионал капитан Э.И. Купри. Он впоследствии ещё четыре раза возвращался в Антарктику на своём корабле. А это не только десятки тысяч тонн грузов, доставленных на ледовые барьеры пятого материка, но и совместная работа с полярниками над научными изысканиями.

В книге Владимира Санина «Новичок в Антарктиде» есть штрихи к портрету капитана Э.И. Купри того времени: «Все, кто плавал на «Оби», знают: дверь каюты капитана почти всегда открыта! Ни на одном корабле я этого не видел, а на «Оби» — каждый день. Дверь открыта, за столом сидит Купри, углубившись в бумаги, и вы можете либо просто, не заходя, поздороваться с ним, либо зайти и пожать ему руку. Казалось бы, что в этом особенного, а впечатление производит большое. Ведь капитан на корабле — высшая инстанция, человек, наделённый абсолютной властью! И каждого входящего капитан примет, с каждым поговорит. Высоко ценят на «Оби» этот традиционный демократизм капитана. И не только его: распахнуты двери кают первого и старшего помощников, смело входи, если у тебя есть дело. И с тобой, кто бы ты ни был, матрос второго класса или доктор наук, поговорят весело и доброжелательно».

По следам Андрея Пинежанинова
В 1971-м капитан Купри снова принял новое судно - «Павлик Ларишкин». Теплоход относился к сухогрузам германской постройки, известным в моряцком просторечии как «пионеры-герои». Это относительно небольшие, но надёжные, а главное, с небольшой осадкой суда всякую летнюю навигацию эксплуатировались в нашей Арктике, в каботажных рейсах. Практически снабжение всех полярных станций на Севморпути возлагалось на них. Зимой такие теплоходы переходили в незамерзающую Атлантику, держали здесь грузовые линии, в том числе из Европы в Канаду. В одном из таких рейсов Эдуард Иосифович, скажем так, повторил достижение своего коллеги Андрея Фёдоровича Пинежанинова (тоже ведь, кстати, моряка с Montcalm-«Прончищева») и был удостоен «Золотой трости». Произошло это на стыке навигаций 1973-1974 годов. Экипаж «Павла Ларишкина» в сложных метеорологических и ледовых условиях выиграл традиционную гонку судов и первым 2 января 1974 года пробился в порт Монреаля. Этот почётный для всякого судоводителя приз сегодня находится в экспозиции музея Мурманского пароходства.

На «Петре Великом»
В 1978 году капитана Купри выдвинули на должность капитана нового крупнотоннажного теплохода «Пётр Великий» - головного корабля из серии специализированных балкеров-контейнеровозов. С «Павликом Ларишкиным» такие никак не сравнить! Дедвейт – 19500 тонн. Длина корпуса 162 метра, ширина почти 23 метра, усиленный ледовый класс УЛ 1, мощность 11200 лошадиных сил. По тем временам арктическое судно-гигант! Таких доводилось чаще видеть на таймырской линии, где возили они норильскую руду. В море балкеры типа «Пётр Великий» ходили уверенно, смело, а вот на Енисее с его порогами и отмелями порой было тесновато, и от судоводителя, кроме подсказок лоцмана, обязательно требовался большой собственный опыт, а уж при швартовке таких махин к причалам ветреной  Дудинки и особые знания. 

Эдуард Иосифович капитанил на «Петре Великом» более десяти лет, вплоть до своего ухода на пенсию. Настоящие мореходы знают, сколь высоко ценятся в их профессиональном сообществе знаки «За безаварийную работу». Так вот, за всё время своей работы Купри не допустил ни одной аварии!

Если строить повествование о наиболее примечательных судьбах моряков Montcalm («Прончищев») в строго хронологическом порядке, то Эдуарду Иосифовичу, пожалуй, выпали заключительные строки. В 1988 году он вышел на пенсию и жил в Петербурге, скончался 23 марта 2013 года на восемьдесят шестом году жизни.
Капитан Э.И. Купри награждён орденом Трудового Красного Знамени (1971), медалью «За доблестный труд» (1970).

Олег ХИМАНЫЧ, морской историк
Фото

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий