Новости Северодвинска и Архангельской области

Дело об «Академике Ковалёве»

03.12.2017
Изменить размер шрифта
Громким судебным решением, принятым в октябре, завершилось рассмотрение иска Министерства обороны к «Звёздочке». Резонанс делу придала сумма, которую оборонное ведомство пыталось взыскать с ягринской верфи за просрочку исполнения государственного контракта.

Размер штрафных санкций, исчисленных Минобороны по контракту на строительство МТВ «Академик Ковалёв», вводил заводских экономистов в ужас. Первоначальная сумма иска в 570 миллионов рублей вкупе с заявленными дополнительно исковыми требованиями выросла до 872 миллионов. Для финансов предприятия, состояние которых не слишком благополучное,  выплата без малого миллиарда рублей стала бы тяжелейшим ударом. Вот такая ответственность легла на плечи заводских юристов, представлявших интересы «Звёздочки» в ходе этой судебной тяжбы, продолжавшейся больше полугода. 

Основанием для штрафных санкций стала задержка сдачи Военно-морскому флоту МТВ «Академик Ковалёв» на 81 день. Действительно, факт задержки имел место, однако причины срыва контрактного срока лежали далеко за пределами возможностей ягринской верфи как-то на них влиять.

В сентябре 2016 года Минфин США включил «Звёздочку» в свой санкционный список. Следом за своим заокеанским патроном ввели санкции и его клиенты в Европе. В результате на завершающем этапе строительства «Ковалёва» европейские поставщики ряда ключевых судовых устройств просто отказались от завершения пусконаладочных работ. Что любопытно, подразделения, к примеру, компании «Роллс-Ройс» в разных странах по-разному интерпретировали для себя режим санкций. Норвежское подразделение включило для «Звёздочки» режим санкций, а вот финское исполнило контрактные обязательства в полном объёме.

Столкнувшись с таким форс-мажором, верфь проинформировала госзаказчика о возникших проблемах и предприняла все усилия для их преодоления.  Эта история оказалась не из числа быстроразрешимых. Вполне допускается мнение, что и в Минобороны понимали серьёзность возникших трудностей, однако формальный подход к вопросу в сочетании с необходимостью демонстрировать востребованность департамента претензионной работы победил. Факт срыва сроков есть? Получите штраф. В таких условиях урегулировать вопрос в досудебном порядке у «Звёздочки» шансов не было. Платить предприятие тоже не собиралось. Стороны встретились в арбитражном суде.

Представителем «Звёздочки» в этом процессе стала Ольга Гаврилюк – начальник отдела претензионно-арбитражной и договорной работы управления правового обеспечения. Она же вела это дело от первой до последней строчки. В обоснование справедливости позиции верфи, не усматривающей своей вины в срыве сроков исполнения контракта, проделана титаническая работа. Вопреки букве арбитражного процесса, в соответствии с которой бремя доказывания вины ответчика лежит на истце, это Ольге Гаврилюк пришлось доказывать невиновность предприятия. Качество подготовленных в обоснование позиции «Звёздочки» материалов, юридически выверенная логика доказательств, представленных Ольгой Сергеевной в четырёх судебных заседаниях, определили позицию двух судебных инстанций, признавших необоснованность иска оборонного ведомства.

Как отмечает сама Ольга Гаврилюк, дело, несмотря на кажущуюся очевидность, было совсем непростым с юридической точки зрения. Поэтому решение суда в пользу «Звёздочки» принесло чувство глубокого профессионального удовлетворения.

Надо сказать, что «Дело о «Ковалёве» далеко не единственное в активе отдела претензионно-арбитражной и договорной работы «Звёздочки». С 2013 года Министерство обороны, как и положено военным, «кроет по площадям», генерируя невероятное количество исков к исполнителям госзаказа, обращаясь в суд по малейшему поводу, не принимая никаких доводов, не рассматривая никаких альтернативных вариантов и самой возможности досудебного урегулирования споров даже по копеечным суммам в несколько тысяч рублей. Какие-то претензии суды удовлетворяют, но в большей части исков либо отказывают, либо существенно, в разы, а то и в десятки раз, снижают суммы исковых требований.

В первые годы такого «арбитражного наступления» Министерства обороны юристам «Звёздочки» приходилось непросто. Однако по прошествии времени ситуация стала выправляться к лучшему. Сказались несколько факторов. Во-первых, стали профессиональнее заводские юристы, у них сформировалось понимание доказательной базы, накопился опыт процессов по схожим делам. Как говорит сама Ольга Гаврилюк: «Пропала дрожь в голосе. Пришло понимание того, что интересы Минобороны далеко не Плевако и Кони защищают». Во-вторых, и сами судьи арбитражного суда стали лучше разбираться в специфике взаимоотношений госзаказчика и исполнителя, особенностях исполнения госконтрактов, все более благосклонно принимая доводы ответчика.

За истекшие несколько лет Министерство обороны предъявило «Звёздочке» исков на сумму около 4 миллиардов рублей. Фактически по этим искам взыскано менее 10% исковых сумм. Однако даже такая неутешительная для минобороны статистика не умаляет стремление министерских юристов загружать суды работой. По мнению Ольги Гаврилюк, ситуация была бы иной, если бы оборонное ведомство платило госпошлину. А пока ожидать уменьшения числа исков не приходится. Сегодня «Звёздочка» показывает лучшие среди предприятий группы ОСК показатели в части арбитражного процесса, как по числу выигранных дел, так и в денежном исчислении исков к заводу, «отбитых» юристами «Звёздочки».

Алексей МОРОЗОВ
Фото Семёна Лишицы

   


Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий