Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Новости Северодвинска и Архангельской области

«Можно заставить петь любое дерево»

24.12.2017
Изменить размер шрифта
Так считает скрипичных дел мастер Николай Сиваев.

Мне повезло познакомиться с удивительным человеком, повод для встречи с которым искала, наверное, полгода. В Северодвинске живёт скрипичных дел мастер Николай Николаевич Сиваев. Он создаёт скрипки в традициях итальянской школы, которая славится многотоновой настройкой. Набрав в поисковой строке «День скрипки», увидела дату 20 декабря. Она и стала отправной точкой для встречи.

Такую не купишь
Беседа прошла в мастерской, где аккуратно сложены поленья, висят заготовки грифов и миниатюрные рубаночки. Сейчас мастер работает над тремя скрипками.

- У каждого человека, - рассказывает он, - есть судьба, которая ведёт по жизни, и мне очень повезло. Я из семьи военнослужащих, по всей стране ездили, жили на Кавказе, в Мурманске, в Кандалакше. Служить меня призвали в Архангельскую область, в Ракетные войска, был художником. А потом познакомился с девушкой хорошей, появилась семья и остался здесь. Стал бы я скрипичным мастером, если бы встретил другую? Навряд ли. Это и есть судьба.

Светлана у меня человек творческий, была примой хореографического ансамбля «Дружба», она хотела, чтобы дочка Лариса стала балериной. Но в Северодвинске не было школы балета, отдали дочь в музыкальную, стала учиться по классу скрипки. Подошло время для её поступления в музыкальное училище, понадобился хороший инструмент. К тому времени и сын уже подрос, тоже заявил, что будет скрипачом. Стали узнавать, где же взять хорошую скрипку. Педагог подсказала, что в Москве живёт мастер Денис Яровой, который создаёт скрипки в традициях итальянской школы, но его творение просто так не купишь. Заказали скрипку его ученику. Тогда мой оклад был 80 рублей, а скрипка обошлась в 500 рублей.

Мы с нетерпением ждали инструмент, но мечты превзошли результат. Я посмотрел на скрипку и сказал: «Извините, но я могу сделать лучше».

…На тот момент Сиваев уже сам зарекомендовал себя как известный художник и тоже умел творить чудеса из дерева - занимался изготовлением щепных птиц, которые и продавались большим тиражом, и демонстрировались на всесоюзных выставках.

«А давайте попробуем»
Николай Николаевич узнал адрес Ярового и на авось, по пути в отпуск проезжая через Москву, зашёл в студию к мастеру.

- У меня характер такой: если иду к цели, пробью любую стену. Внаглую сказал ему: «Хочу делать скрипки, и всё!»  А он меня спрашивает: «Музыкальное образование есть?» - «Нет». - «А чего пришёл-то? У меня после консерватории не справляются, потому что не слышат дерево». Но я же пришёл не с пустыми руками, принёс своих щепных птиц. Он посмотрел и сказал: «А давайте попробуем». Постоянно ездил к нему, учился – как сделаю инструмент, приезжаю, там дорабатываю. Через шесть лет стал членом Союза мастеров в Москве, сыну сделал инструмент, и понеслось. Сейчас мне 71 год, 36 лет занимаюсь любимым делом, так что по собственному опыту говорю: у вас ещё жизнь только начинается.

Звук уходит и берёт зал
- Ваши инструменты заказывают из разных уголков мира, сколько их сделали?

- Сделал больше двухсот, а если считать и те, которые реставрировал, то больше четырёхсот.

- У вас абсолютный слух?

- Выходит, что так. Когда привёз второй инструмент Яровому, он собрал других учеников и сказал им: «Вы здесь сидите шесть лет и не достигли такого. Значит, этому человеку дано быть мастером». На самом деле в каждом заложен талант, но не каждый его развивает.

- Много ли мастеров скрипичных дел?

- Нас, учеников Ярового, всего семеро. Надо сказать, что учителя, признанного в Италии, у нас в стране не очень любили, завидовали его успеху, ведь мастера скрипки пользовались огромным спросом. Те же американцы, оформляя заказ через Министерство культуры, заказывали именно инструмент Ярового.

- Чем отличалась его школа?

- Качеством звучания инструмента. Были завистники, которые ставили под сомнение его утверждение о наличии больше трёхсот тонов, сами выпуская заводские инструменты с двумя тонами. Но разве будет такой инструмент звучать? Чтобы запела вот эта скрипка, мне нужно разложить восемьдесят с лишним тонов в деке по тональности, также в обечайках, в шейке. Вот она, итальянская школа, - звук, не задерживаясь в дереве, уходит и берёт любой зал.

Скрипка по имени «Светлана» 
- Ваше уникальное создание - скрипка «Феникс». «Золотая скрипка Волгограда» - ваш сын Александр представил её на одном из своих концертов. Сделана она из берёзы, расписана сусальным золотом. Как родилась идея такого оформления?

- Это сын начинает баламутить, подбрасывает мне идею: «Папа, надо скрипку «Феникс» сделать». А я, если зажечь, уже ночами не сплю, думаю. А раз сыну сделал, надо и дочке, потом внучке, у них тоже свои «Фениксы». Этим летом мы с женой отметили золотую свадьбу - 50 лет. Подруге жизни, подарившей мне таких детей, я посвятил скрипку, назвал её «Светлана». Сейчас на ней играет внучка из семьи Тарховых, Доминика.

- Много времени уходит на создание одной скрипки? Где вы берёте материал?

- На создание уходит три месяца, а материал - на даче, в Сие.

- Наверное, ходите разглядываете деревья?

- (Смеётся.) Нет. Увидел хорошее полено с волной, значит, будем пробовать. На самом деле можно заставить петь любое дерево. И заказываю материал. У вас за спиной лежит кусок карпатского клёна, ему под тридцать лет выдержки. Чтобы сделать хороший инструмент, нужно выдержать материал именно при естественной сушке, а не специальной, как на фабриках. В сушильном шкафу рвётся микроклетка, уже портится звучание.

- Как вас находят музыканты? Вы ведь известны и за границей.

- Например, узнают на конкурсах. Есть девочка, которая живёт в Тюмени, она приехала в Ленинград на международный конкурс, сыграла на моём инструменте и заняла первое место. Благодаря дочери обо мне узнали в Екатеринбургской филармонии. Она туда устроилась на работу, и коллеги, услышав звучание скрипки, поинтересовались, откуда у неё такой инструмент. Так и появляются заказы. Мои скрипки в Германии, Прибалтике, Китае...

«И папа засучил рукава» 
- Куда идти тем, кто захочет последовать вашему примеру? Были желающие стать вашими учениками?

- Были. Это больная тема, потому что в своё время я пытался создать свою школу в Петрозаводске, к идее подключилась Москва. Пригласили меня в Белый дом, в организацию «Возрождение всея Руси», и высказали готовность построить школу, назвать её моим именем, но при условии вступления в их организацию, чтобы вся продукция школы проходила бы через неё на экспорт. Я отказался. В Архангельске тоже не вышло, нашлись недоброжелатели.

В своё время у меня была творческая студия при школе №25. Дети делали щепных птичек, балалайки, корзиночки плели. Приходили и взрослые. Был в Северодвинске известный хирург Горишняк. Он играл на скрипке, три года ко мне ходил, учился делать скрипку. А потом сказал: «Я сейчас операции стал намного качественнее делать».

Сын, кстати, сам сделал скрипку. Но это была проба. Он тогда влюбился. Как сейчас помню - его в Горьковском ждут, а у него любовь-морковь, всё бегал к девочке, она потом и стала его женой. Сказал, что поступать в высшее не хочет, скрипку отдал и заявил, что будет мастером, как я. Но потом понял – не его. Вернулся к игре, женился и поступил в волгоградский институт имени Серебрякова.

- Играет на папиных инструментах?

- Да, у него их пять, только успеваю радовать. Тут как-то мой авантюрист подкинул очередную идею о создании виолы - это пятиструнный альт-скрипка, ну и папа засучил рукава.

«Он самородок»
Свою оценку северодвинскому мастеру скрипичных дел дал профессор Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова, заслуженный артист России, народный артист Карелии и кандидат искусствоведения Климентий Иосифович Векслер:

- Мы знакомы много лет, у меня учились его дочь и внучка. Николай Николаевич - это один из самых авторитетных, маститых в России скрипичных мастеров, он делает великолепные инструменты, на которых играют известные музыканты, его знают в Москве, Петербурге, на его инструментах играют артисты оркестра в Екатеринбурге, мои выпускники, которые работают за рубежом.

Его мастерство - очень специфическое искусство. Итальянская школа зародилась в XVII веке и остаётся волшебным ремеслом, которым владеют только люди с особыми природными качествами. Николай Николаевич делает не только скрипки, но и прекрасные альты, которые пользуются огромной популярностью. Он самородок, чувствующий душу дерева, его токи. Мы, исполнители, восхищаемся таким даром, который встречается очень редко. Скрипачей сотни, тысячи, а мастеров можно по пальцам пересчитать. Я играл на многих инструментах, собственный мой инструмент достаточно породистый - Антонио Иеронимо Амати начала XVIII века. Но, несмотря на это, если у меня есть возможность играть на инструментах Сиваева, я получаю огромное удовольствие.

Наталья ГЛАДЫШЕВА
Фото Владимира Ларионова

         
     
 

Система Orphus
В комментариях запрещены мат, грубости, оскорбления, переход на личности. Обращаем ваше внимание, что комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.

HyperComments



Возрастное ограничение







 
Следите за обновлениями!
Северная неделя ВКонтакте Северная неделя в Фейсбуке Северная неделя в Твиттере
Северная неделя на YouTube





Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий