Новости Северодвинска и Архангельской области

На оскудевшей ниве одинокий странник

26.08.2017
Изменить размер шрифта
Одно из моих заблуждений, как оказалось, – писатель Юрий Казаков. Нет, не его творчество, которое, не только по моему мнению, ставит его на один уровень с Иваном Буниным, а популярность его творчества в нашем Архангельском крае. Почему именно в Архангельском? Да потому что всю свою жизнь писал он о поморском Севере, и писал вдохновенно, ярко и непревзойдённо образно.

Заядлый и одинокий странник, чаще пешком, чем морем, он не единожды одолевал наши пространства – искал, находил, видел и размышлял, чтобы потом рассказать. И для знаменитых своих «Северных дневников» у нас он подобрал, пожалуй, самые сокровенные свои, волшебные строки. И бывало, не только радовался красотам природы, но и болел душой за поруганные человеком святыни – ещё в 1966-м первым и на всю страну воззвал к возрождению разорённых Соловков. Писателя знали за рубежом - удостоили международной литературной Дантовской премии, а российские энциклопедии и сегодня представляют его как «одного из крупнейших представителей советской новеллистики». Потому и не было у меня сомнений, что «благодарные потомки» северян помнят кудесника русской словесности - Юрия Казакова. И тут я, видно, заблуждался…
Юрий Павлович Казаков рано лёг на Ваганьковском погосте, в этом августе ему исполнилось бы 90 лет.

 Архангельск отметил юбилей более чем скромно, впору сказать – скороговоркой: вспомнили в журнале «Двина», книжной выставкой в Добролюбовке… И только в Лопшеньге, что на Летнем берегу, в небогатой ныне поморской деревне, провели в своём клубе и в меру скромных сил «Казаковские чтения». Выходит, только здесь и не забыли, помимо чудесного рассказа «Поедемте в Лопшеньгу» (1977), щедрую на портреты поморов путевую прозу Юрия Казакова…

Рубрика наша называется «Эмоция недели». Пространных исследований и рассуждений не предполагает, а только событие, впечатления и мысли…Так вот, меня уже давно занимает: как удалось Юрию Павловичу Казакову (с рождения москвичу, жителю Арбата) рассказать о нашем Белом море, о людях с его берегов так одарённо и правдиво, как не рассказал до него никто из местных поморских литераторов? Скудной оказалась поморская нива в русской литературе. А события прошлой недели ещё и дали повод убедиться, сколь стремительно зачахло и читательское поле в некогда «самой читающей в мире стране». Конечно, можно привычно ссылаться на новые времена, мол, они определяют новые порядки, нравы и вкусы. Вот только ни то, ни другое, ни третье сегодня не радует.

Олег ХИМАНЫЧ

         
     
 

Система Orphus
Обращаем ваше внимание, что в комментариях запрещены грубости и оскорбления. Комментатор несёт полную самостоятельную ответственность за содержание своего комментария.





Возрастное ограничение











Правозащита
Совет депутатов Северодвинска

Красноярский рабочий