Резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в Переделкине. Фото Елены Николихиной
К счастью, святая церковь Христова ведет человека по пути постоянного познания. Она дает нам в помощь образные сравнения, символы. Бог, во Святой Троице поклоняемый, открывает Себя миру и людям, насколько это полезно и спасительно человеку. Так, символ и присутствие Святой Троицы есть во всем и всюду. Всякая материальная вещь, какого бы она ни была вида и природы, не может иметь других измерений, кроме длины, ширины и глубины.
Посмотрим на воду: вода в своем существе одинакова в источнике, в реке и в море, куда она вливается. По существу своему вода едина, хотя источник есть источник, река есть река, а море есть море.
Посмотрим на солнце: есть лишь одно громадное тело, целый свет и целое тепло. Однако свет не есть солнце или тепло, как и тепло не есть солнце или свет. Три разные вещи в одном существе; неделимы и разные в то же время.
Посмотрим на дерево: есть одна вещь, начинающаяся с корня, развивающаяся в стволе и завершающаяся в плодах. Три разные вещи в одной. Эти сравнения взяты из материи, которая является последним эхом творения и дает нам образ Творца.
Семья человеческая состоит из отца, матери и детей. Да и сам человек - образ Святой Троицы. Ведь человек создан Творцом по образу и подобию Божиему. Как правило, тройственность в человеке усматривают в наличии трех составляющих: духа, души и тела, в трех силах души: ума, воли и чувства. Или так: «Ум наш - образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) - образ Сына; дух - образ Святого Духа» (Свт. Игнатий Брянчанинов).
В нашей жизни, в движениях и поступках (порой мы не обращаем на это внимания) проявляется троичность: обычно мы трижды стучим, трижды лобызаемся, трижды выражаем восторг и трижды, в минуту горя или несчастья, выражаем свою боль и так далее.
Всё это отнюдь не решает трудности познания троичности Единства, но помогает через образы и сравнения проникнуть в тайну. Но, повторяем: ничего не дадут сравнения, если человек не вникнет в сущность духовной жизни. Без этого нельзя постигнуть духовные тайны и божественные истины, составляющие предмет нашей веры и спасения. Живоначальная Троица - основа нашей христианской жизни. Тайна Святой Троицы учит нас познавать Бога. Познание Бога - это жизнь. Отец открывает Себя миру как Творец, вызвавший нас из небытия. Сын Божий как великий архитектор и художник дает всему вид и красоту. Дух Святой всему дает благодатное осенение и всё животворит.
На тайну Святой Троицы мы призваны ответить тайной любви, вложенной Богом в каждого человека. И это очень важно – всегда напоминать себе об этом. Напоминать о том, что Богу не нужны наши добрые дела, духовные упражнения, молитвы, если они в нас самих не открывают следы Божественной тайны. Напоминать о том, что эту тайну мы должны уважать в каждом, кто встречается на нашем пути. Не потому, что так нужно или так будет лучше жить на земле, а потому, что так определил наш Бог – Своим образом наделить каждого человека.
Тайна Святой Троицы напоминает нам о том, что мир необъясним и не стоит искать в стечении обстоятельств и событий каких-то действительно важных закономерностей. Все это лишь голос Божий к человеку, который мы должны услышать сердцем. Необъясним и человек, который стоит перед нами, потому что и в нем есть отображение этой тайны. А значит, не стоит утруждать себя попытками объяснить его поступки и дела. Нужно и в нем уважать тайну, и ему отвечать той же любовью, дарующей силу прощать.
Прислала Б.Г. Любова, г. Благовещенск
Здесь можно подписаться на газету Завалинка