Фото bpaasglobal.com
Когда препарат вернуть не получится?
Согласно закону (Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55), нельзя вернуть лекарственные средства надлежащего качества, если соблюдены все правила упаковки и продажи.
Это значит, если вы купили таблетки хорошего качества, упакованные надлежащим образом, но по личным причинам передумали их принимать, вернуть их в аптеку или обменять на другие вы не сможете. Увы, это действительно так. Передумали принимать лекарства – это ваши проблемы, ничего не поделаешь!
Когда можно вернуть лекарства?
Да, полностью качественные препараты вернуть не получится, но если со стороны производителя лекарств или аптеки были допущены нарушения, вы имеете полное право вернуть таблетки!
Какие это нарушения?
1. Вам продали лекарства ненадлежащего качества.
Если вам попались некачественные таблетки, естественно вы имеете право вернуть их в аптеку. Кроме того, вы можете направить жалобу в Прокуратуру, Росздравнадзор и Роспотребнадзор, чтобы виновника привлекли к ответственности.
Если некачественные лекарства причинили вред здоровью, пострадавший имеет право взыскать расходы на лечение, а также получить компенсацию морального вреда.
2. Вам продали лекарство с истекшим сроком годности.
Вы можете вернуть такое лекарство в аптеку и пожаловаться в уполномоченные органы, как было указано выше.
3. Вам продали фальсифицированное лекарственное средство - сопровождаемое ложной информацией о его составе и (или) производителе.
4. Вам продали таблетки с нарушением маркировки (например, не указан срок годности или серия, есть расхождения в этих данных на самой упаковке и блистере).
5. Несоответствие описания лекарственного препарата в инструкции его фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям.
6. Когда вам без рецепта продали лекарственное средство, которое должно отпускаться только по рецепту.
7. Имеются нарушения в первичной упаковке – порван блистер, нет пробки на флаконе, негерметичная упаковка, нечитаемая полиграфия и т.д.
8. Отсутствует инструкция по применению.
9. Если фармацевт ошибочно продал вам не то лекарство, которое было указано в рецепте, или не то, которое вы просили, ошибся в дозировке или форме лекарственного средства.
Важно! Доказать некоторые из нарушений уже после того, как вы пришли с лекарством домой, будет затруднительно, поэтому лучше проверять лекарства, не выходя из аптеки.
Например, если вы принесли таблетки домой, а баночка распечатана, как вы докажете, что лекарство вам продали в таком виде, а не вы сами вскрыли упаковку? Если не проверить лекарство сразу, придется рассчитывать только на честность и внимательность фармацевта.
Порядок возврата лекарства в аптеку
Сначала берем лекарство, чек и пробуем договориться мирно. Согласно ст. 18 Закона о защите прав потребителей покупатель имеет право:
- обменять товар ненадлежащего качества:
- вернуть товар и потребовать возврата уплаченных за него денег.
Нужно акцентировать внимание фармацевта на том, что обмену и возврату не подлежат только качественные препараты, упакованные, промаркированные и проданные с соблюдением всех правил. А вы возвращаете товар ненадлежащего качества!
Важно! Если вы выбросили чек от лекарства, согласно той же статье закона, это не может являться причиной для отказа в возврате лекарства. Вместо чека вы можете заручиться свидетельскими показаниями, выпиской со счета (если расплачивались картой) или иными доказательствами покупки таблеток!
Фото pixabay.com
Как действовать, если вам отказали
Если фармацевт отказывается возвращать вам деньги или менять лекарство, для начала нужно обратиться к руководству аптеки.
Требуйте у фармацевта вызвать или позвонить заведующему аптечным пунктом и попытайтесь решить вопрос с ним. Нелишним будет описать сложившуюся ситуацию в книге жалоб!
Если и здесь вы потерпели неудачу, выход один – направить письменную претензию руководству аптечной сети. Такую претензию составить несложно, вы вполне можете сделать это самостоятельно.
Что нужно указать в претензии?
- Название и адрес аптечной сети (в правом верхнем углу листа).
Адрес можно узнать в аптеке, если сотрудники аптеки отказываются предоставлять такую информацию – на официальном сайте аптеки или из выписки ЕГРЮЛ (ее можно найти в базе выписок ЕГРЮЛ на сайте налоговой службы).
- Под наименованием и адресом аптеки указываем свое ФИО, адрес и телефон для связи.
- Ниже, уже с начала листа, пишем суть претензии.
Описываем сложившуюся ситуацию: такого-то числа приобрел в вашей аптеке такие-то таблетки, далее указываем, что не так с таблетками.
- Формулируем свое требование: вернуть денежные средства за лекарства (или обменять на другие) и даем срок 7 дней для замены и 10 дней для возврата денег (ст. 18, 21,22 Закона о защите прав потребителей).
- В завершении добавляем: «Если требование не будет удовлетворено в указанный срок, вынужден буду обратиться в Роспотребнадзор (Росздравнадзор, Прокуратуру, суд) для защиты законных своих прав и интересов.
- Приложение – копия чека.
Прикладываете копию чека к претензии (если он у вас остался) или еще можно приложить выписку с карты.
-Число, ваша подпись.
Вот и все! Претензия готова!
Составляется она в двух экземплярах: один отдается в аптеку, на другом сотрудник аптеки должен поставить отметку о получении и вернуть его вам. Обязательно сохраните свой экземпляр претензии с отметкой о получении!
Если в аптеке вдруг отказались визировать претензию, тогда необходимо отправить один экземпляр заказным письмом с уведомлением о вручении по почте, ко второму экземпляру претензии прикрепляем квиток, выданный почтой, и храним у себя.
Второй экземпляр претензии с отметкой аптеки или квитком почты нужно сохранить, т. к. в дальнейшем его копия прикладывается к жалобе в надзорные органы или суд. Это требуется для доказательства, что вы пытались напрямую решить спор с аптекой, но вашими правами пренебрегли.
Если сотрудники аптечного пункта предлагают вам забрать лекарство для проведения экспертизы, у них есть на это право. Главное, чтобы вам выдали бумагу с печатью аптеки о том, что товар принят на экспертизу и обозначили сроки ее проведения.
Что делать, если в аптеке отказались вернуть деньги или обменять товар?
Если в течение 30 дней на вашу претензию не отреагировали, нужно принимать более серьезные меры – жаловаться в уполномоченные государственные органы.
Для менее серьезных нарушений это может быть Роспотребнадзор, для более серьезных – Росздравнадзор, а если просроченное или некачественное лекарство нанесло вред здоровью человека, нужно сразу обращаться в Прокуратуру.
На какие законы необходимо сослаться, доказывая свою правоту?
К сожалению, в нашей стране серьезно воспринимают только юридически подкованных граждан. Поэтому, обращаясь в аптеку или надзорные органы, нелишним будет подтвердить свои слова статьями Закона.
1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» - ст. 18, 21, 22, а также ст.15 (моральный вред).
2. Приказ Минздрава России от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения….» - п. 8, п. 16-18.
3. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» - ст. 57.
4. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. В конце Постановления содержится перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату. Возможно, вам потребуется прямо указать фармацевту на словосочетание «надлежащего качества», чтобы отстоять свои права.
Действующую редакцию указанных законов можно посмотреть в Интернете на сайте справочно-правовых систем, таких как «Консультант плюс» или «Кодекс».
Кроме того, во многих аптеках оборудован так называемый «уголок потребителя», где можно найти Закон о защите прав потребителей в распечатанном виде.
Фото pixabay.com
Елена Чеченина, юрисконсульт
Здесь можно подписаться на газету Пенсионерочка