Фото Нины Рябининой
Вот только в отношении пастухов возникают порой вопросы – почему именно пастухам, людям совсем простым, Ангел возвестил первым о рождении Спасителя?
Мудро, где просто
Как и в жизни современной, мы часто ошибаемся, характеризуя того или иного человека. Бывает, добродушного и искреннего, но скромного и застенчивого считаем ограниченным и неинтересным. Но в какой-то неординарной ситуации он вдруг раскрывается с неожиданной для нас стороны. Мы видим богатство и свет его души. И понимаем, что это Божий человек.
Так и ветхозаветные пастухи. Они казались внешне грубыми, примитивными людьми. Это было отчасти следствием их жизни, которую они вели, но главным образом – их постоянной заботы о животных – трогательных и беззащитных созданиях… В действительности они были простодушными и добросердечными… Они обладали мудростью веков и определенными знаниями. К субботе приводили себя в порядок, мылись, переодевались и день отдыха посвящали синагоге и семьям. В синагоге они никогда не лезли в первые ряды, занимали места у самого входа, но когда паству обносили Торой (еврейская Библия – авт.), никто не целовал священный свиток с большим жаром. Когда читались тексты из Библии, никто не слушал их с большим вниманием и верой. И, что очень важно, кстати, и для каждого верующего современного человека, – никто больше не почерпывал в проповедях мыслей и не раздумывал о них потом. В строках псалмов они находили знания и законы, как должно вести жизнь, веру в то, что их Бог – Бог Единый, что они должны любить Его всей душой, и не нарушать Его заповедей. И они поступали согласно этому. Такова была их мораль и мудрость, превосходившая порой мудрость и мораль царей и пророков.
Так вот же в чем дело! Поэтому-то и видел, и знал их Бог-Создатель, и доверил именно им первым весть о приходе на Землю Спасителя.
Голос Благой вести
В тот священный вечер, изменивший человеческую историю, все было как всегда.
Пастухи развели костер возле ворот, съели свой скромный ужин и уселись возле огня – отдохнуть и поговорить. Снаружи приступал к охране один из них – он должен был до полуночи бродить возле стен, поглядывая, чтобы какой-нибудь недобрый человек или голодный барс не покусился на жизнь ягненка или козленка, сгрудившихся в овчарне. Потом его должен был сменить очередной сторож. И так до рассвета…
За неспешной беседой, еще до того как окончилось бдение первого дежурного, пастухи один за другим уснули там же, где сидели.
Ночь, как и большинство зимних ночей в этих горных краях, была ясной и холодной. Небо сверкало мириадами звезд. Безветрие полное. Воздух еще никогда не казался таким прозрачным, а тишина - такой беззвучной. Природа, окружавшая этих людей, словно бы предупреждала их о некоем священнодействии, когда небо приближается к прислушивающейся земле, чтобы поведать ей Благую весть.
…Пастух приблизился к угасавшему костру и вдруг замер – вокруг него, разгораясь, разливался мягкий белый, похожий на лунный, свет. А луны-то в небе не было! У человека перехватило дыхание. Свет становился все ярче, уже можно было разглядеть вещи и предметы, до того утопавшие во мраке, тропки, петлявшие от овчарни к пастбищу… Дрожь, более сильная, чем от холода, охватила человека. Он глянул в небо – там пропали звезды, только падал с высоты ослепительный свет. «Проснитесь, проснитесь!», – в ужасе закричал он заснувшим товарищам. «Гляньте, небо в огне!». А свет уже стал невыносимо ярким. Пастухи прикрыли глаза руками и пали на колени, а то и уткнулись лицами в землю. И услышали вдруг голос: «Не бойтесь!». И стали прислушиваться к нему. «Не бойтесь, ибо я несу вам Благую весть о великой радости, которая даруется ныне всем людям, всем племенам земным». Сияющий Ангел продолжал: «В эту ночь рожден в Давидовом городе Спаситель, Который есть Христос Господь… Идите к Нему – для вас будет такой знак, вы найдете Младенца, запеленатого и лежащего в яслях…».
У яслей Богомладенца
Один из пастухов с внезапной решимостью заявил: «В Вифлееме есть лишь одно место, где сохранились ясли, только одно… Они стоят в пещере возле старого кана (временный неблагоустроенный приют того времени – авт.). Братья, давайте пойдем туда… Христос родился, и Господь подал нам знак, чтобы мы могли найти и узнать Его. Идемте же и поклонимся Спасителю. «А как же наши стада?», – спросили товарищи. «Господь их не оставит. Поспешим, братья!». Они поднялись и пошли к яслям Младенца…
Город, между тем, спал… Люди не знали, что в мир явился Тот, Кто возьмет на Себя их грехи. И что с этого самого момента каждый человек – гражданин уже не земли, а Вечности.
…Принесли лампаду, и пастухи молча разглядывали спеленатого Младенца. Благая весть полностью подтвердилась. «Это Христос!», – сказал первый из пастухов. «Да, это Спаситель!» – поддержали его остальные. – Хвала Ему на небе и на земле!». Пастухи поклонились Младенцу, поцеловали край одежд Матери Его Марии и с сияющими лицами удалились.
Рассказ их быстро облетел территорию вокруг кана, а затем и другие… Так эти простые люди стали первыми благовествователями о Христе.
На одиннадцатый день после рождения Иисуса в Вифлеемской пещере к Иерусалиму приблизились трое мудрецов на своих дромадерах. И вместе с Богоматерью, Иосифом и пастухами были удостоены видеть и понимать Знамение, слышать голос Духа Божия.
…В те священные исторические для человечества часы Бог Отец был всем, а Бог Сын – еще ничем. Но мы знаем, что потом настали времена, когда знамения и чудеса сотворит и покажет людям Младенец, Сын Человеческий. И благословенны будут те, кто в Него уверует.
С Рождеством Христовым, дорогие читатели!
Галина Голыгина, член Союза журналистов России
Здесь можно подписаться на газету Бабья радость