Иван Купала: традиции, поверья, обряды, игрища

2009
5 минут
Иван Купала: традиции, поверья, обряды, игрища Фото unsplash.com
Мне всегда было любопытно находить первоначальный смысл славянских обычаев, на протяжении многих веков побуждавших людей сжигать чучело, прыгать через костер, гадать по венку, прикреплять конский череп к жерди, а потом сбивать его в огонь и так далее. Современным людям многие обычаи в ночь на Ивана Купалу покажутся как минимум странными. Конечно, сейчас также устраивают народные гулянья. Например, каждый год Масленица проходит с разного рода увеселениями, ярмарками, сожжением чучела, блинами, пением и так далее. 

Праздник Ивана Купалы до сих пор проводят во многих областях нашей страны, но все же это выглядит больше как реконструкция, чем настоящее народное гулянье. Посмотрим правде в глаза, по большому счету купальские обычаи и традиции давно изжили себя. Скажите, кто из современных людей будет прыгать через крапиву, наивно полагая, что сей обряд исцелит от любой болезни? Разумеется, нам никто не воспрещает помнить, даже напротив - весьма увлекательно изучать народные суеверия и представления, ведь если не будем знать наших истоков, то кто мы? Иваны, родства не помнящие?

Два Ивана
Иван Купала празднуется 7 июля, в один день с Рождеством Иоанна Предтечи. Надо полагать, что это не просто совпадение. Естественно, православная церковь всячески пыталась искоренить языческие празднества, но просто так взять и отменить, конечно же, не представлялось возможным. Поэтому многие церковные праздники ставились в тот же день, что и языческие. Например, Перунов день и дeнь памяти cвятого Илии Пpopoкa отмечают 2 августа. И это вовсе не единичный случай. Как говорится, если не можешь победить, то возглавь. Возглавить, правда, не получилось, а вот соединить удалось. К тому же само название Иван Купала наталкивает на мысль, что это всего лишь народная интерпретация имени Иоанна Крестителя.

Итак, давайте погрузимся в не­обычные традиции и ритуалы Иванова дня. Что же отличает его от остальных праздников славянского календаря?

И запреты не помогали
Согласно народным поверьям, в ночь на Ивана Купалу активизируется нечистая сила. Кстати, по этой причине в Полесье этот день получил много своеобразных названий: Ведьмин Иван, Иван Колдунский, Иван-ведьмак и так далее. Все, что было ранее запретным, становилось доступным в купальскую ночь, границы дозволенного стирались, люди выходили из-под контроля церкви, и никакие запреты не помогали.

Иванов день пришел - траву собирать пошел
Накануне Ивана Купалы или же в сам этот день было принято собирать травы. Люди считали, что в это время растения приобретают не просто целебные, но и волшебные свойства. Растениями украшали дом, а также затыкали окна и двери, чтобы уберечь себя от нечистой силы. В качестве защитников собирали зверобой и крапиву. 

Самой необыкновенной находкой в этот день считался цветок папоротника. Люди верили, что папоротник цветет лишь в полночь на Ивана Купалу, поэтому искали растение, чтобы увидеть цветение. Говорили, если человек сорвет цветок папоротника, то он узнает, где зарыты клады. 
Для многих людей папоротник был дьявольским растением, а в Нижегородской области его называли колдовской травой. Символом же праздника является растение иван-да-марья. Необычное название появилось благодаря легенде о Костроме и Купале. Они поженились, не ведая, что приходятся друг другу братом и сестрой. Узнав правду, Кострома утопилась в реке, став мавкой (русалкой), а Купала бросился в огонь. Боги, сжалившись над несчастными, соединили их в одном сине-желтом цветке, а растение назвали купала-да-мавка, которое сейчас известно как иван-да-марья.

Очищение водой и огнем 
7 июля снимали запрет на купание, так как полагали, что вся нечисть в ночь на Иванов день покидала пруды, реки и озера. Купаться можно было вплоть до Ильина дня (2 августа). Скорее всего, это убеждение было связано с рождеством Иоанна Предтечи, крестившего Христа в Иордане. В этот священный праздник воду считали благословенной. Девушки плели венки и пускали их по воде, чтобы узнать свою судьбу. 

Кстати, купальская роса тоже считалась целебной. Девушки умывались росой, чтобы сохранить молодость и красоту. А купание в утренней росе сулило силу и здоровье. 

Еще один важный атрибут праздника - это костер, который разводили у воды. Огонь добывали трением, чтобы он обладал живительной, целебной силой. 

Интересно, что, после того как молодежь заканчивала прыгать через костер, люди водили между кострами свой скот. Полагали, что живой огонь обладает очищающей силой не только для людей, но и для животных, оберегая их от болезней и смерти. Также женщины сжигали в купальских кострах рубахи больных детей, чтобы хворь отступила.

Защита от ведьм
Люди верили, что в купальскую ночь нельзя спать, иначе можно встретить ведьму. Белорусы боялись, что ведьмы украдут лошадей и верхом на них помчатся на Лысую гору, поэтому животных запирали на ночь в хлеву. 

Говорили, что огонь оберегает людей от кишащей повсюду нечисти. Женщина, не явившаяся к костру в ночь на Ивана Купалу, подозревалась в ведовстве. Часто в огне сжигали чучело ведьмы. В Полесье в огонь кидали шест с конским черепом, олицетворяющим чаровницу. Чучело могли утопить в воде, предварительно растерзав и закидав камнями. Также в огонь бросали лягушек, мышей и кошек, якобы воплощавшихся в ведьм. 

Существует поверье, что перепрыгивание через огонь избавляет от колдовства и порчи. Костры обычно горели до утра. Головешки, угли и золу разбрасывали на полях и огородах, так как надеялись, что остатки купальского костра повысят плодородие почвы и защитят урожай от сглаза. 

Игрища
Вокруг купальских костров всегда было очень шумно и весело: пели песни, водили хороводы, плясали. Всем известно, что на Купалу через костер прыгали парами. Говорили, что, если парень и девушка в этот момент не разжали руки, значит, они поженятся. Также играли в горелки, пятнашки, коршуна и целовки, спускали с горы горящие колеса и бочки, обмазанные дегтем. 

Иван Купала – праздник, полный загадочных традиций, странных обычаев и безудержного веселья. Купальская ночь полна очарования, так как все тайное и недоступное прежде врывалось в привычный уклад жизни людей, переворачивая все с ног на голову.

Анастасия Самсонова, Владимирская обл.

Здесь можно подписаться на газету Дачная



Читайте также

Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.