Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» - одна из святынь Ильинского кафедрального собора в Архангельске. Фото arh-eparhia.ru
Тем летом солнца было много, дождей мало, и Волга очень обмелела. Чтобы нырнуть, надо было зайти почти на середину реки. Внук пропадал на реке уже не один час. Возвратился с находкой. С благоговением в голосе приглушенно сказал:
- Бабушка, я в Волге икону нашел.
- Да где же, да как же? - недоумеваю я.
- Мы ныряли с Димой, смотрю: на дне что-то сияет. Набрал воздуха, нырнул еще раз, а там – икона. Но она такая мокрая, с нее даже вода капает.
Оставили мы находку в беседке на сквозняке, чтобы просохла. А она и просохла, и засияла красками. Формат небольшой: десять на двенадцать сантиметров вместе с рамкой. Исполнена вроде на холсте. Мне, как неспециалисту, трудно определить.
Достали книгу с описанием чудотворных икон Богородичных. Да, найдена икона Божией Матери, именуемая «Всех скорбящих радость». Отнесла в храм, показала батюшке. Он положил ее на престол во время служения литургии. Сейчас эта икона занимает свое место в нашем домашнем иконостасе.
Еще радость была пятого августа. В окрестностях города есть святой источник на месте разрушенной в богоборческие годы часовни в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость». В этот день церковь чтит ее память. Так вот, Господь управил, что была нам возможность поехать семьей на это святое место с нашей найденной иконой. Было достаточно много паломников. И приехавший из нашего собора батюшка отслужил молебен с акафистом Божьей Матери, помянул по нашим запискам всех близких. Праздник дополнило купание в святом источнике. Неизъяснимая благодать и радость была с нами весь день. Ну вот, собственно, и все событие. Хотелось рассказать об этом летнем эпизоде нашей жизни, но не очень понималось зачем.
Накануне Успения Божией Матери в нашей лавке много народа: и свои прихожане, и приезжие. Ближе к концу службы приходят две посетительницы. Со вниманием обходят все витрины и прилавки, явно что-то пытаются отыскать. Проявляя деликатность, я не пытаюсь им задавать вопросы. Иногда люди хотят что-то приобрести без посторонней помощи. Но их поиски явно затянулись, решаюсь предложить свои услуги:
- Вы хотите что-то приобрести? Может быть, я вам смогу быть полезна?
И тут одна из женщин начинает рыдать. Столько сокрушения в дрожащих плечах и во всем ее облике, что проникаешься моментально сочувствием.
- Я не нашла мою икону, я так и знала, что ее не будет.
- Какую икону вы хотите купить? Мы постараемся вам помочь, закажем, если не найдется в магазине.
- Нет, нет, я не о том, чтобы купить. Вы меня не помните? Я приносила весной сюда икону святителя Николая. Он там изображен передающим милостыню в темницу. И просила разрешения оставить икону. Вы сказали, что так можно сделать и что ее быстро возьмут желающие. С тех пор этот поступок не дает мне покоя, я об этом постоянно думаю и хотела взять икону обратно, но ее здесь нигде не вижу.
Да, я помню, как в мою смену пришла женщина и очень демонстративно вытащила из сумочки новую икону с описанным образом. С недовольным видом сказала о том, что ей эта икона не нужна, и спросила, можно ли ее оставить в церкви?
Помню свое чувство обиды, но, пряча ее за мнимым бесстрастием, я ответила:
- Да, поставьте икону вот на этот стеллаж. Нуждающиеся скоро возьмут ее себе.
И правда, икону забрали почти сразу, может быть даже в тот самый день, как оставили.
Посетительницу было жаль до слез, так велико было ее переживание. В утешение я сказала ей:
- Ну что же вы так плачете? Вы поступили так, как делал святитель Николай: он подавал страждущим милостыню. И ваша икона стала той милостыней для кого-то, кому было не по карману купить ее.
- Правда, вы так считаете? - просияла мокрыми глазами женщина.
- Конечно! Господь сказал устами святых своих: «Печаль наша в радость обратится».
Пусть и найденная Никитой икона Божией Матери, несколько пострадавшая от воды, но ставшая радостью нам, вернется радостью и к тем людям, которые по неизвестным нам причинам попустили ей оказаться в Волге.
Лидия Вакина, г. Ржев, Тверская область
Здесь можно подписаться на газету Завалинка