Изображение: culture.ru
Выполнение его поручили Киностудии имени М. Горького. В основу легла опубликованная в 1970 году пьеса «Танкисты» замечательного советского писателя-фронтовика Бориса Васильева. Так, как он писал о войне («А зори здесь тихие...», «В списках не значился»), больше ни у кого не получилось. Снимать картину доверили начинающему режиссеру Владимиру Рогову.
У главных героев повести есть прототипы. Супруги Трофимовы во многом повторяют судьбу родителей Бориса Львовича Васильева. А образ героя с романтичной душой и его фамилию автор списал с реального человека — казачьего офицера Ивана Вараввы. Он и про себя рассказывал писателю, и про историю деда, участника Гражданской войны, которого однажды после боя наградили красными революционными шароварами.
Планировали сначала снять две серии. В конце первой главных героев должны были арестовать по ложным обвинениям и отправить в сталинские лагеря. Такое министру обороны не понравилось, а Васильеву не понравилось вмешательство военного начальства в творческий процесс. И он отказался менять сюжет. Этим пришлось заняться его другу и коллеге, сценаристу Кириллу Раппопорту.
На роль Алексея Трофимова пробовались 42 актера. А имена какие: Жариков, Любшин, Соломин, Ножкин… Но Васильев настоятельно рекомендовал бывшего фронтовика Георгия Юматова, который пошел воевать в 16 лет и прошел с боями всю Европу. Режиссер сомневался, зная Юматова как человека несдержанного и любителя выпить, но талант актера перевесил «отдельные недостатки».
Шрамы на его спине в сцене после возвращения героя из воюющей Испании - это следы настоящих ранений. А вот над омоложением 44-летнего Георгия Александровича гримерам пришлось поработать. Пишут, что ему волосы заплетали в косички и туго стягивали на затылке. А еще на лицо наносили яичный белок. Как играть с такой маской, многие женщины могут представить.
На роль Ивана Вараввы пробовались тоже с полсотни артистов, среди которых были весьма именитые. И первоначально утвердили на нее Олега Ефремова, но у того случилась накладка с другим фильмом. Тогда выбор пал на Василия Ланового. А он от роли отказался. Три раза! Сам Василий Семенович объяснял это так: «Не интересно и не жизненно играть героя, всю жизнь безнадежно влюбленного в жену друга. Я не мог понять своего героя». Но все сложилось. И миллионы женщин тоже не могли понять, почему такой мужчина остался одиноким...
Для режиссера поначалу такой дуэт актеров стал небольшой, но проблемой. Дело в том, что у Юматова и Ланового были весьма натянутые отношения из-за фильма «Павел Корчагин», в котором один мечтал сняться, но повезло другому. Впрочем, в ходе съемок «Офицеров» артисты помирились.
Список актрис, пробовавшихся на роль офицерской жены Любы, публиковать тоже не буду — почти весь цвет советского кино. Счастливый случай выпал актрисе Театра им. Вахтангова Алине Покровской. «Оператор провел пальцем по моему лицу: «Здесь проложим морщины». И вытащил откуда-то седой парик. В считанные минуты я из девчонки, которую собиралась играть, стала бабушкой!» - вспоминала она начало съемок.
А начались они с конца, потому что московскому мальчику Андрею Громову, сыгравшему внука главных героев Ваню, нужно было освободиться к началу учебного года. Учился он хорошо и во взрослой жизни стал дипломатом.
На роль Вани в младенчестве взяли малыша Вову из дома малютки, было ему одиннадцать месяцев. И это история тоже достойная экранизации. Пишут, что мама отдала сына государству по требованию его отца. А когда увидела фильм «Офицеры», узнала в осиротевшем мальчике своего сына, то забрала его, к тому времени уже полуторагодовалого, домой. С бесчеловечным отцом его она к тому времени уже разошлась.
Снимали фильм в Подмосковье, Калинине, Севастополе, Ашхабаде, Твери. И конечно, в Москве. Финальную сцену у огромного здания, в кабинете которого работал Иван Варавва, хотели снять у здания настоящего министерства, но армейское начальство почему-то не позволило. В результате одна из самых трогательных сцен была сыграна возле входа в корпус химического факультета МГУ.
У приемной комиссии замечаний к картине не было. Но высокую оценку она не получила. И в прокат ее выпустили неудачно. Премьера состоялась 26 июля 1971 года в московском кинотеатре «Россия». Причиной полупустого зала были летние отпуска. Но на премьере оказалась супруга Андрея Антоновича Гречко. Фильм ей очень понравился, она рассказала о нем мужу, тот с копией картины отправился на дачу к Леониду Ильичу Брежневу. Главный зритель страны и его окружение были в восторге.
Фильм «Офицеры» вошел в десятку самых популярных и кассовых советских кинокартин. Благодаря ему тысячи советских мальчишек выбрали профессией защиту Родины, а девчонок он учил любить, верить и ждать.
Ольга Ларионова
Здесь можно подписаться на газету Пенсионерская правда