Хлеб, солнцем освещённый... Фото pixabay.com
Впереди на дорожке – старушка. Замедлила шаг, подняла клинообразный подбородок кверху, а потом и вовсе остановилась, близоруко уставилась на небо, где солнце наконец-то пробило себе «окошко» между тучами и рассыпало по земле свои негорячие лучи.
Я поравнялся со старушкой.
- Что, бабушка, вам плохо?
- Да нет, что ты! Мне очень даже хорошо. Это я остановилась, чтобы со Спиридонушкой поговорить.
Оглядываюсь вокруг: ни одного мужчины поблизости, только на другой стороне улицы шумно шагают ребятишки.
- Да-да, со Спиридоном поговорить. Сегодня, 25 декабря, у него еще один день рождения. А вы что, не знаете о нем? Как же, как же не знать о нем? Это же Спиридон Солнцеворот! Он всегда приходит к нам между Николиным днем (19 декабря) и Рождеством Христовым (7 января). И исстари православный люд в России, низко кланяясь, отмечал его.
- И за что же, простите, низко кланяться ему?
- Как – за что? Это он солнце поворачивает в теплую, весеннюю сторону. Заленилось оно, солнышко: где вовсе на зиму спряталось, а у нас светит совсем мало. К Спиридонушке день самый короткий. Вот он и прибавляет к нему одну минутку. До нового года, как примечали старики, денек-то наш зимний на мышиный хвостик становится длиннее. А потом, что ни месяц, на два часа прибавляется. Тут уж солнышку успевай работать! Попервости оно не одолеет крещенские да афанасьевские морозы, но уже к Масленице наберет силу…
Словоохотливая старушка видит, что ее собеседник слушает с интересом, и продолжает, то и дело поглядывая на небо:
- На Спиридонушку ране старшая женщина в семье (а семьи-то были ух какие большие!) пекла круглый хлеб и деревянной лопаткой выдавливала в тесте бороздки в виде косого креста. Как знак обережной силы, солнце в виде косого креста изображалось на притолоках дверей и на прялках. Поверья тогда были древние, мудрые: когда солнце закатилось, не бросай сору на улицу, новой ковриги хлеба не починай. Думы о домашнем очаге, о сохранении доброго духа в семьях были испокон веку связаны с солнцем…
- А завтра, - продолжала добрая старушка, - на смену Спиридону придет Евстрат. Тут уж не зевай, наблюдай за погодой двенадцать дней, потому что каждый день показывает погоду целого месяца будущего года…
Только через полчаса я смог вежливо распрощаться с мудрой старушкой. Иду и невольно поднимаю глаза кверху – к солнцу, у которого сегодня дневной путь стал на минуту длиннее, и мысленно обращаюсь с благодарностью к Спиридонушке за то, что он поднапряг силы и повернул к будущему теплу наше упрямое светило.
Семен Никифорович Никитин, Краснодарский край, с. Белая Глина
Здесь можно подписаться на газету Пенсионерская правда