Как магазины нарушают наши права

57337
8 минут
Как магазины нарушают наши права Фото urist50.ru
Помимо самых известных нарушений прав, таких как продажа некачественного товара, отказа вернуть деньги или обменять покупку и т.д., магазины ущемляют наши права и другими способами. 

Мало кто знает, что не только товары, но и обустройство торгового зала должно отвечать интересам покупателя. Кроме того, у нас есть права, касающиеся нахождения в торговом зале, оставления вещей в камере хранения магазина и др.

Камеры хранения
Рядом с камерами хранения вещей многие магазины размещают такое объявление: «За сохранность вещей, оставленных в камере хранения, администрация магазина ответственности не несет!»  

И мы сразу же, безоговорочно, верим тому, что написано. Вот так нас бессовестно вводят в заблуждение! Ведь на самом деле, это абсолютная ложь! В соответствии с законом, ответственность за сохранность оставленных в камере хранения вещей лежит на магазине.

Когда вы оставляете свои вещи в камере хранения и берете от нее ключ, по закону вы заключаете с магазином договор хранения. Магазин здесь выступает в качестве хранителя, обязанностью которого, согласно ст. 886, ст. 891 Гражданского кодекса, является возврат ваших вещей в целости и сохранности. Подтверждением договора между вами и магазином является не бумажный договор, как это бывает обычно, а ключ от ячейки или бумажка со штрих кодом (ст. 886 Гражданского кодекса).
Если вам не повезло, и ваши вещи украли из ячейки, тогда, в силу ст. 902 Гражданского кодекса, магазин обязан возместить вам их стоимость. 

Если вещи пропали
Первое, что необходимо сделать – заручиться доказательствами того, что вы действительно оставляли вещи в камере хранения магазина. Многие продавцы уходят от ответственности, если покупатель не может это подтвердить.

Какие действия нужно предпринять?
Сразу же вызываем полицию, чтобы зафиксировать факт пропажи вещей.
Оставляем у себя ключ от ячейки или бумажку со штрих кодом – именно они служат подтверждением того, что вы заключили с магазином договор хранения.

По возможности ищем свидетелей и берем у них письменные показания или хотя бы координаты.
Если удастся получить от магазина копию записи с камеры  видеонаблюдения, будет прекрасно. 

Важно! Не говорите никому, что будете взыскивать стоимость имущества с магазина. В противном случае, вам вряд ли предоставят запись с камеры наблюдения и др. доказательства кражи. Поэтому в данной ситуации стоит быть немного хитрее.
После всего перечисленного направляем письменную претензию в главный офис магазина с требованием вернуть деньги за утраченные вещи, ждем дней 30, если вам отказали или проигнорировали – обращаемся в суд. 

Можно ли не сдавать вещи?
Да, можно. Более того, магазин не имеет права отказать вам в обслуживании только потому, что вы не хотите сдавать на хранение свою сумку или рюкзак. 

Как я уже говорила, когда человек кладет вещи в камеру хранения,  он заключает с магазином договор хранения. Однако такой договор для покупателя – дело добровольное, и никто не имеет права заставить вас, его заключить. В нашей стране действует принцип свободы договора!

Выгнать из магазина по этой причине вас тоже не могут. В магазине вы покупаете товар по договору розничной купли-продажи, который, в силу  ч. 1 ст. 426 Гражданского кодекса, носит публичный характер. Это значит, что продавец обязан отпустить товар каждому покупателю, который обратился к нему за покупкой. Отказ магазина от продажи товара покупателю при наличии такой возможности не допускается (ч. 3 ст. 426 Гражданского кодекса). 
Вывод: не хотите рисковать и сдавать вещи в камеру хранения, не сдавайте! Вы имеете полное право взять их с собой в магазин!


Фото stolicaonego.ru

Можно ли входить в магазин с детской коляской?
В законе нет запрета на посещение магазинов гражданами с колясками. Здесь, так же как и в случае с вещами, действует правило о публичном характере розничной купли-продажи. Напоминаю, в силу ч. 3 ст. 426 Гражданского кодекса, отказ магазина от продажи товара покупателю при наличии такой возможности не допускается.

И самое главное, граждане с детскими колясками отнесены законом к категории маломобильных групп населения, и магазины обязаны обеспечивать доступность своих услуг для них (СП 59.13330.2016).

А можно ли в магазин с собачкой?
Сейчас многие заводят маленьких собак, в связи с чем возникает много споров  о возможности  брать их с собой в магазин. 
Дело в том, что породистая собачка стоит недешево и, если оставить ее без присмотра, животное просто-напросто могут украсть. Такие случаи сейчас, увы, не редкость.   Поэтому владельцы предпочитают брать собачку с собой, даже в продуктовый отдел. 
Правильно ли это, и что говорит нам закон? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, каждый город здесь устанавливает свои правила. 

Например, в Москве и Санкт-Петербурге нет прямого запрета на посещение магазинов с собачками, главное – не допускать их бесконтрольного перемещения по торговому залу (животное должно быть на руках, в переноске или на коротком поводке). 
В Архангельской области поступили по-другому: можно заходить с собакой в магазин на коротком поводке и в наморднике, но только при условии, что в магазине нет запрещающей надписи. Таким образом, здесь каждый магазин вправе самостоятельно  решать – можно покупателю брать с собой животное или нет. 

А вот в Самарской области вообще нельзя брать животных в магазин,  за исключением случаев сопровождения граждан собаками-поводырями.


Фото blogspot.com

Если покупатель случайно повредил товар
Казалось бы, ответ очевиден, испортил – плати. Однако и в этом случае не все так просто. 
Ситуации бывают разные, и ключевым вопросом здесь будет: виноват покупатель или нет?

Согласно закону, до момента оплаты покупателем товара и получения чека, собственником товара является магазин, и именно на нем лежит ответственность за случайную утрату или повреждение товара (ст. 211, ст. 459 Гражданского кодекса).  
Но утрата товара должна быть случайной, а не преднамеренной! Если покупатель в нетрезвом виде разгромил полку со спиртным, то, естественно он должен будет за все заплатить,  если гражданин не уследил за свои ребенком и тот испортил товар – это тоже вина покупателя. Таким образом, если ваша вина очевидна, заплатить за испорченный товар придется (ст. 1064 Гражданского кодекса).   

Самое интересное, что вина покупателя не всегда так очевидна и далеко не каждый раз в происшествии виноват покупатель. 
Дело в том, что законом предусмотрены различные требования по планировке и устройству торговых залов. Например, если в магазине вы случайно задели полку с духами, и  духи разбились, будет ли в этом ваша вина? Должны ли вы оплачивать ущерб? Обычно добросовестные граждане платят, не раздумывая. И оказываются абсолютно не правы. 
Для начала следует задаться рядом вопросов: «А было ли соблюдено предусмотренное законом расстояние между стеллажами? Были стеллажи закреплены надежно и правильно или нет?  Устойчиво ли на них был расставлен товар?» Был ли в магазине мокрый пол или, возможно, на полу были выбоины?»

Если указанные требования не соблюдены, значит, виноват продавец, и оплачивать утраченный товар вы не должны! Согласно ч. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса, гражданин освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Вы испортили товар, но вашей вины в этом нет, что делать? 
1. Опишите сложившуюся ситуацию в жалобной книге, этим вы поставите в известность руководство магазина.
2. Потребуйте от администрации составления акта о порче товара, в нем опишите причины, по которым вы не считаете себя виноватым. 

Будет хорошо, если вы оформите как приложения к акту фотографии (или видеозапись) места происшествия, на которых будут видны нарушения магазина. Необязательно их сразу же их распечатывать, можно сфотографировать место происшествия на телефон, а распечатать позже. Главное, чтобы наличие и количество фотографий (видеозаписей)  было указано в акте в разделе «Приложения».

3. Заручитесь поддержкой как минимум двух свидетелей, идеально, если они оставят вам свои координаты, а также составят письменные показания. 4. Беседу с сотрудниками магазина тоже лучше записать на телефон. Когда ведется видео- или аудиосъемка люди, как правило, ведут себя гораздо более вежливо и профессионально.  

Важно! По закону никто не может запретить вам осуществлять съемку в общественных местах, но как только вы начнете видео- или аудиосъемку, обязательно предупредите об этом присутствующих. Предупреждение о том, что вы ведете съемку, обязательно должно быть записано, т. е. предупредить нужно не до начала съемки, а во время.

И последнее, сотрудник охраны не имеет право вас задерживать, ведь порча чужого имущества – это гражданское правонарушение, в компетенцию магазина и даже полиции такие разбирательства не входят.
Единственное, что может продавец – подать на вас в гражданский суд и потребовать возместить стоимость испорченного товара. И тогда уже суд будет решать вопрос о том, виноват ли покупатель. 


Фото storage.googleapis.com

Товар стоит дороже, чем указано на ценнике
Если при оплате товара на кассе цена товара оказалась  больше, чем на ценнике в торговом зале, вызывайте администратора, это грубое нарушение закона о защите прав потребителей!

Согласно ст. 10 Закона, продавец обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Цена товара является неотъемлемой частью этой информации. 
В магазинах ценник является публичной офертой – предложением магазина по цене товара, которое является для магазина обязательным.  

Если магазин хочет увеличить цену товара, он должен поменять ценник, увеличивать цену товара «устно» запрещено!
Вывод: продавец обязан продать вам товар по стоимости, указанной на ценнике!

Если вам продали товар по завышенной цене, сохраните чек, сфотографируйте ценник в магазине и подавайте жалобу в Роспотребнадзор.


Фото wallpaperaccess.com

Елена Чеченина, юрисконсульт

Здесь можно подписаться на газету Бабье царство. Территория без мужчин



Читайте также

Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.