Фото pixabay.com
Лечили меня в больнице полтора месяца. В том числе и гормонами. А после запретили до конца учебного года ходить в школу – нельзя перенапрягаться, объяснили. Так в начале весны я оказалась не у дел.
Надо сказать, по своим ощущениям я чувствовала себя гораздо хуже после больницы, чем до нее. Нет, суставы почти перестали болеть. Но была сильная слабость, одышка, вялость. Я очень мало ела, все больше лежала да читала. Сошел снег, девчонки начали скакать перед подъездом «в резиночку» – она тогда только входила у нас в моду. Я попробовала… и не смогла – задыхаюсь, сердце выпрыгивает. Пришла домой – реву.
А у родителей и самих сердце, глядя на меня, разрывается. Дочка бледная, слабая, худая до прозрачности, ничего не хочет, не может, тяжело больна… Вот и решили они поднатужиться да вывести меня на юг, к морю. Выхлопотал папа в конце мая путевку под Сочи в дом отдыха, «Рыбак Заполярья» называется.
…На рыночек за фруктами-овощами ходили в Кудепсту, ближний небольшой поселок. Покупали огурцы и черешню у одной бабульки. Она и присоветовала маме поить меня ореховым соком. Мы знали, конечно, плоды грецкого ореха. Но никогда не слышали, что незрелые, зеленые и мягкие, как резиновые шарики, плоды можно тоже использовать. Оказалось, из них и варенье варят!
– Сок ореха быстро девчушку вашу в чувство приведет, – говорила маме бабулька. – И усталость эту, как у старушки, снимет, силу придаст. И аппетит будет, и сердце подлечит. Вспомните меня потом!
Папа не очень-то верил в успех такого лечения. Но, конечно, все равно родители купили перед отъездом не один килограмм зеленых «шариков».
Бабушка та научила, как сок из них получать и консервировать, чтобы он хранился. Мы с мамой резали орехи ножом тонкими кусочками, закладывали их в стерильные банки, пересыпая сахаром 1:2. Скорлупа такая сочная, даже не верится, что потом будет коричневой и крепкой! А ореха еще внутри нет – вместо него какая-то масса, как густое желе.
Потом мы закрывали банки плотными пластмассовыми крышками и ставили в холодильник. Через день появлялся целебный сок. Вот его-то я и пила по десертной ложке три раза в день, вне зависимости от еды. Так мы переработали только часть орехов. А все остальные мама перекрутила на соковыжималке, тоже добавила сахар 1:2, закатала уже по-настоящему металлическими крышками.
Всю осень и зиму я пила этот сок. Потихоньку-полегоньку становилась бодрее, веселее. Стала лучше есть, появился намек на румянец. А после Нового года даже решилась сходить на каток.
Конечно, глотала какие-то лекарства. Раз в неделю, а потом раз в месяц мне делали уколы бициллина. Но, по словам моего (уже подросткового) доктора, сок ореха мне тоже очень помог. Ведь в нем содержится масса всяких витаминов и полезных минеральных солей.
Больше у меня ни разу не было обострений ревматизма («атак», как называют их врачи). Говорят, это встречается нечасто.
А после родов (в 21 год) кардиолог и вовсе сказал, что порока сердца у меня нет. Куда он делся – не знаю. Но думаю, что без ореха тут не обошлось – во второй половине беременности я тоже около трех месяцев пила этот необычный сок. И малыш родился здоровым!
Нелли Лукьянова
Здесь можно подписаться на газету Бабья радость