Фото unsplash.com
Январь славен не только морозами да метелями, но и праздниками. Особый интерес испокон веков представляли святочные или, как их еще величают, колядные забавы и обряды, корнями уходящие в далекое прошлое.
Святки, или святые вечера, начинаются накануне Рождества и продолжаются до Крещения, то есть длятся две недели. «От звезды и до воды», - говорят в народе.
Это настоящие сказочные дни, когда запрещалось работать, не принято было даже читать коленопреклоненные молитвы.
Сколько радости приносили Святки молодежи и детям! Это время песен, игр, хороводов, плясок, но самое главное - обхода дворов ряжеными и гаданий.
Колядовщики обходили дома как с ритуальной целью, так и чтобы получить дары от хозяев. Как правило, таких гостей принимали с радостью. Считалось очень дурной приметой не пустить колядующих, не положить в их кошель сладости, стряпню, яйца.
На Руси в основном существовала трехчастная структура колядования: просьба поколядовать; исполнение песен; концовка - благодарение за вознаграждение или шутливые угрозы, веселые куплеты. Конечно, в разных местностях были свои обычаи и традиции. К примеру, в смоленском крае просьбы на разрешения поколядовать были кратки. Обычно просили не «спеть», а «прокричать» коляду (или овсень).
Колядки, как и песни, часто сочинялись прямо на ходу, но существовали и традиционные правила. Хозяина, например, звали-величали не иначе как «светел месяц», хозяюшку - «красным солнцем», детей их - «чистыми звездами». Считалось, что колядовщики (ряженые) наделены нечеловеческой силой, способны тем или иным образом повлиять на благополучие и здоровье семьи.
Суеверные крестьяне верили, что Бог от радости при рождении Сына отпустил с небес на волю всю нечистую силу, которая обретала свободу на все святочные дни. Этот период называли «временем без креста», подразумевая тем самым, что младенец Христос еще не принял таинства крещения, что развязывало руки нечисти. Ряженые же, по поверьям, могли обмануть, спугнуть темные силы.
Чтобы обмануть нечисть, парни любили наряжаться цыганами, чертями, заморскими гостями, девками и домашними животными. Так что обязательный атрибут святочных забав - звериные маски и вывернутые шубы. Нелишне напомнить, что до XVI века маски в народе назывались харями или рожами. Ношение их было уделом скоморохов, которых ловили, секли за «неприличный вид» и взыскивали пеню по пять рублей, ломали и сжигали их бубны и домры. Царь Иван Грозный пошел наперекор старым традициям. Слугам он велел зазывать в его палаты скоморохов. И все вместе с царем пускались в неистовый пляс.
Весь период Святок считался благоприятным для ворожбы и предсказаний будущего. По поверьям, в эти дни открывались врата в потусторонний мир. Пытающимся узнать судьбу или изменить ее помогали духи предков и разгуливающая по свету нечистая сила. Считалось, что двенадцать дней Святок символизировали соответствующие месяцы года и предвещали, какими они будут.
Самым волнующим были, конечно же, девичьи гадания. Ночи не проходило, чтобы девицы не собирались с целью узнать о своей судьбе. Смысл их гаданий был в одном - выйдет ли девушка замуж и за кого, что ждет ее в замужестве – богатство или бедность. Парни часто подсматривали за гадающими девушками, подшучивали над ними. Так, в озорстве и веселье доживали до Крещения, а затем прыгали в ледяную прорубь, смывая грехи и веря в то, что будущее всегда лучше прошлого.
Крещение Господне
18 января - Крещенский сочельник. Занимаются магией защиты. Ставят кресты мелом на стенах, дверях, окнах, спасаясь от нечистой силы, которая разгуливает по дворам в крещенские дни. Постятся до первой звезды. Старухи верили, что только крещенский снег может выбелить холстину и также сможет помочь избавиться от разных недугов. В Крещенский сочельник селяне выставляли на утренний мороз зерно, предназначенное для посева. Считалось, что тронутые морозом семена дадут лучший урожай. Выносили на мороз лен да пряжу, чтобы иметь чистые, ровные и белые нитки и мотки, - это называлось «зарнить пряжу». Оттаявшим снегом, выпавшим на Крещение, поили домашнюю скотину и птицу, куры лучше неслись. Верили, что крещенные в Крещение - счастливые люди, удачливые.
19 января - Крещение. После полуночи берут крещенскую воду из колодцев, родников. Эта вода тормозит, консервирует все негативные процессы. Крещенской водой кропили весь дом, имущество, домочадцев.
Дважды в году - накануне праздника Богоявления (Крещения), после литургии или вечерни, и в самый день праздника, 19 января, после литургии - совершается Великое водосвятие. Вода, освященная в эти дни, называется великой агиасмой (в переводе с греческого «святыня»). Освящается она или в специальных наполненных емкостях, или же в реке, источнике, озере, колодце, куда совершается торжественный крестный ход, называемый ходом на иордань. По окончании богослужения верующие освящают святой водой свои жилища, крестообразно окропляя стены, двери и окна всех помещений (с пением тропаря праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…», или тропаря Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя…»), хозпостройки, скотину и домашнюю птицу; добавлением святой воды освящают колодцы. Все это делается для того, чтобы все живущие в освященном доме всегда могли сказать друг другу: «Христос посреди нас».
В эти праздничные дни святую воду можно пить не только натощак, но и по вкушении любой пищи, а в другие дни крещенскую воду принято пить натощак.
Святая вода помогает при нервных и психических заболеваниях, лечит судороги, головокружение, онемение конечностей, успокаивает. Помогает при инсультах.
Говорят, в полночь на водосвятие вся вода Земли-матушки вздрагивает, наполняясь божественным смыслом. Почему так происходит - нам неведомо, то тайна великая. Но в тот миг становится вся вода кристально чистой и целебной, и надобно такую воду набрать и понемногу каждый день пить для здоровья доброго и душевного равновесия.
Водосвятие – время, когда вода обладает магической силой. В это время очень важен прямой контакт с царицей-водицей. В зависимости от духовной и нравственной чистоты человека она способна оказывать на него сильное воздействие и даже помочь в излечении и очищении тела человека.
Хранить святую воду можно дома в чистом месте. Но не рядом с продуктами, бакалеей, не держать в холодильнике. Святая вода, как правило, не портится, а потому сосуд со святой водой лучше поставить рядом с иконами и другими освященными предметами. И важно помнить, что святую воду надо не просто хранить, а регулярно употреблять. Но нельзя считать, что простое потребление святой воды принесет благодатную пользу. Только вера во Христа делает человека способным принять Его благодать, сообщаемую любой святыне, в том числе и святой воде.
Купание в зимней проруби 19 января – обычай наших древних предков, возникший в далекой древности, за тысячи лет до христианства. В этот день по России немало людей приходят на озера и реки, чтобы смыть с себя грехи, троекратно окунувшись с головой в холодную природную воду. В прорубь – это чисто наше, русское.
Нырять ли в день Крещения на водоемах в прорубь - иордань, обычно высекаемую во льду в форме креста? Я прочитал немало литературы и пришел к выводу, что сама традиция купания в проруби обусловлена именно верой в освящение водного естества в день Крещения Господня. Человеку хочется не просто, чтобы его покропили, но всему погрузиться в освященные воды. И если человек делает это с верой, он может получить для себя немалую пользу. А если такое погружение - просто дань народной традиции, то и пользы не будет.
Но главный вопрос: позволяет ли вам нырять в ледяную воду ваше здоровье? Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы (сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень), и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться. Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби приемом алкоголя. Артериальные сосуды человека пьющего, даже если он молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать реакций вплоть до остановки сердца и дыхания.
Сейчас много спорят: надо или нет купаться зимой в проруби на Крещение. Я думаю, что это личное дело любого из нас.
Олег Козлов, Смоленская область
Здесь можно подписаться на газету Завалинка