Михаил Петров: рулевой минного тральщика

17360
3 минуты
Михаил Петров: рулевой минного тральщика Михаил Семенович Петров (крайний слева). Фото из архива автора
Перебирая ордена и медали своего покойного мужа, моя свекровь задумалась и сказала:
- И все-таки подкосила Мишу эта проклятая война с фашистами.
- Как? Ведь у него инсульт был.

- Он бы и инсульт одолел, если бы полиартрит не доконал. А он у Миши с войны. 
- Так ведь Михаил Семенович тогда совсем молодой был! Его же в семнадцать лет призвали. 

- Да, на флот. А потом он служил на минном тральщике, и уже после войны они вылавливали мины в Финском заливе. Весь залив был сплошным минным полем. Михаил был рулевым, он этим гордился. И форма ему шла - красавец! А какие клёши тогда моряки носили! Модно было. Однажды он стоял за штурвалом, вперед смотрел. Шли  медленно, трал выбирали. Видимо, в нем мина была. Взорвалась. Взрывной волной его выбросило далеко за борт. Тральщик затонул так быстро, что никто из команды больше не спасся. А Миша поплыл к берегу. Плыл, пока сил хватало. Лето, вода теплая была, наверное. Но стал из сил выбиваться. Думает: «Ну, всё. Утону сейчас, как ребята». И вдруг нога обо что-то твердое стукнулась. Оказался камень на мели. Встал он на него и простоял несколько часов по пояс в воде. А потом подошел катер и снял его. Спиртом натерли и выпить заставили. Оклемался. Не любил он об этом рассказывать, переживал, ведь его друзья-сослуживцы погибли, а он жив остался. Болел Миша потом очень, о флоте пришлось забыть… 

Свекровь замолчала, думая о чем-то. А я вспомнила, как свекор радовался и гордился, когда их сын окончил Макаровку и стал штурманом. Сам Михаил Семенович проработал всю жизнь слесарем на заводе. У него были золотые руки. Но уже в пятьдесят лет ушел с работы по инвалидности. Ходил с палочкой, а в их квартире часто пахло меновазином. Видимо, свекор боль снимал. Но никогда не жаловался. Обожал свой «Запорожец», любил дачу и всегда был аккуратно, даже элегантно одет. Со свекровью они жили душа в душу, оберегали друг друга. Я прожила с ними тринадцать лет в маленькой двухкомнатной хрущевке, и ни одной ссоры не слышала, ни разу никто голос не повысил. В 2001 году мы отметили их золотую свадьбу. 

Из Интернета я узнала:

«К концу 1944 года на Балтике было выставлено с обеих воюющих сторон 66500 мин немцами, финнами и русскими. Финский залив был похож, по выражению моряков, на суп с клецками. Ленинград оставался заблокированным со стороны моря, было смертельно опасным судоходство и рыболовство. Чтобы снять морскую блокаду, мины следовало обезвредить. Их надо было тралить, прочесывая морскую гладь метр за метром. Минных тральщиков не хватало. Работа очень тяжелая, изнурительная и опасная. За период после 9 мая 1945 года на Балтике подорвались на минах двадцать девять тральщиков, семнадцать погибли вместе с экипажами. Окончательно очистили от мин Балтику лишь в 1963 году - через восемнадцать лет после окончания Великой Отечественной войны. Восемнадцать лет под мирным небом военные моряки рисковали своими жизнями ради того, чтобы другие моряки могли спокойно вести торговые суда и пассажирские лайнеры, рыбаки ловить рыбу, водолазы работать, а дети купаться». 

Людмила Петрова, г. Санкт-Петербург

Здесь можно подписаться на газету Завалинка



Читайте также

Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.