Поиграем, например, в «Ухо – нос». Фото pexels.com
Знакомство с квартирой на ощупь
Играющему завязываются глаза. Затем (вместе с ведущим) он отправляется в путешествие по квартире с завязанными глазами. Все встреченные люди, а также предметы и детали интерьера ощупываются, обнюхиваются и после этого называются. Эта игра развивает все органы чувств, которые обычно остаются у человека недоразвитыми в силу привычки пользоваться одним только ленивым и поверхностным зрением. Также игра развивает координацию, пластику, помогает преодолеть гиперактивность.
На что это похоже?
Капните чернилами или жидко разведенной гуашью на белый плотный лист ватманской бумаги и сложите эту бумагу пополам. Затем разверните лист и начинайте вместе с ребенком придумывать предметы или существа (не меньше пяти), которые ассоциируются с кляксой. Важное правило: стремитесь к тому, чтобы ребенок придумывал разные типы предметов и существ. Если ребенок увлекся одной темой, например похожими на кляксу зверями, задайте ему вопрос: «А на каких людей это похоже?» Чем скорее вы натренируете своего ребенка видеть в кляксах не только серии однообразных вещей (одни только чудовища или одни только космические корабли, одни медведи), тем более здоровой и развитой станет его психика и тем больше шансов у него не «засыпаться» на настоящем тесте в кабинете психолога. Излишне будет говорить о том, что это упражнение тренирует гибкость мышления, быстрое умение переключаться на решение разных задач.
Верите ли вы, что…
Ведущий говорит: «Верите ли вы, что я…» - дальше рассказывает о каком-то своем поступке или любом событии. Задача игроков угадать – говорит он правду или врет. Кто угадал – тому очко. Не угадал – очко ведущему. Ведущими становятся все по очереди.
Никогда не…
Ведущий говорит: «Я никогда не…» - дальше рассказывает, чего он никогда не делал, например не пробовал ананас. Все остальные игроки: кто пробовал ананас - загибают один палец, кто не пробовал тоже – не загибают пальца. Если никто не пробовал, то палец загибает ведущий. Выбывают те, кто загнет все десять пальцев. Кто останется – побеждает.
Что делать?
Выбираете любой предмет и по очереди начинаете придумывать, что этим предметом можно делать. Тот, кто не сможет придумать, проиграл.
Правда или действие
Ведущий задает вопрос одному из игроков: «Что ты выбираешь – правду или действие?» Если игрок выбрал правду, он должен ответить на вопрос ведущего честно. Если действие, то должен выполнить задание ведущего. Это игра на доверие. И совет родителям – не увлекаться расспросами.
Ухо - нос
Ведущий называет части тела, а дети должны показывать на них. Сам он тоже будет показывать на свою часть тела, но, возможно, не на ту, которую назвал, поэтому дети должны следить за словами ведущего, а не за его жестами. Кто ошибся, выполняет фант: рассказывает стишок, танцует, изображает какое-нибудь животное.
Угадай!
Загадайте предмет из вашего окружения. Если вы дадите ребенку достаточно подсказок (например, цвет, форму, размер или первую букву, с которой начинается слово), он сможет сразу угадать, что вы имеете в виду. Не угадал? Тогда пусть ребенок с помощью наводящих вопросов попробует угадать, что за предмет вы задумали. Поменяйтесь ролями и постарайтесь угадать, что загадал ваш малыш.
Танцуй, рука!
Как танцевать, если в твоем распоряжении всего одна часть тела? Попробуем?
Используйте любую танцевальную музыку. Попросите ребенка прислушаться к ритму.
По очереди говорите друг другу, какая часть тела будет сейчас танцевать.
Разговор по душам
Иногда намного интереснее разговор складывается по телефону, чем с глазу на глаз. Сделайте самодельный аппарат из двух бумажных стаканчиков и веревочки, продетой между ними. Разойдитесь по разным концам комнаты или сядьте по обе стороны дивана.
Начните разговор, как это обычно бывает: «Привет, это мама!» Поговорите о том, что случилось сегодня у каждого из вас.
Киска, киска
Эта игра один на один, и лучше мама с ребенком. Возраст любой. Все просто: мама кладет ладошку ребенка на свою, другой гладит по ней сверху и приговаривает: «Киска, киска, брысь!» С последними словами она хлопает по ладошке, а ребенок пытается успеть убрать ее в сторону.
Собери палочки
Возьмите десять палочек от эскимо или пластмассовые соломинки. Ребенок держит их в руке, затем отпускает, и они падают на стол. Малыш должен осторожно собрать их по одной так, чтобы не сдвинуть лежащие рядом. Если он сдвинет хотя бы одну, игра заканчивается. Подсчитайте, сколько палочек он может собрать за один раз и сколько попыток должен сделать, чтобы наконец собрать все палочки. Понаблюдайте за его успехами по мере того, как он приобретает опыт игры. Теперь ваша очередь играть.
Удержи книгу
Представьте, что вместе с ребенком вы изобрели новый олимпийский вид спорта - балансирование с книгой. Пусть малыш пройдет по комнате, пытаясь удержать ее на голове и не уронить. Он не должен дотрагиваться до книги руками. Очень скоро ребенок поймет, как важно передвигаться осторожно, высоко держа голову. Выбирайте книги разного формата, чтобы ему стало понятно, какие из них легко удержать на голове, а какие трудно. Вместо книги можно взять любой другой предмет: колечко от пирамидки или маленькую подушечку, пластмассовую баночку или шапочку куклы.
Что изменилось
Сядьте на пол друг напротив друга. Один участник должен запомнить, как сидит ведущий. Потом он закрывает глаза, а когда открывает, то должен определить, что изменилось (положение ноги или руки, выражение лица и так далее).
Вариант. Ставим на столе несколько предметов (от 3 до 6). Запоминаем и закрываем глаза. Ведущий убирает одну игрушку или меняет местами. Ребенок определяет, что пропало или изменилось.
Идем на рекорд!
Правила просты: придумайте испытания для игроков: кто прыгнет дальше, кто дольше проскачет на одной ноге, кто ловчее пронесет вареное яйцо в столовой ложке, ни разу не уронив, кто быстрее слепит снежок и тому подобные. Соревновательный элемент в игре для детей очень важен, и такая игра будет веселым занятием.
Кто обзывается?
Эта задорная игра хороша и для развития речи, и для того, чтобы переключить внимание заигравшегося ребенка на конструктивные действия. А еще она очень веселая, ведь по правилам в ней надо обзываться. Только не как угодно, а, допустим, обзываться исключительно названиями животных, овощей или инструментов: «Ты такая редиска!» – «А ты огурец!» Кто больше «обзывалок» придумает, тот и молодец. Но обязательно завершаем игру с позитивным настроем: теперь задача – придумать самое ласковое прозвище из тех же групп предметов, которые использовались для обзывания: «Ты мой любимый кабачок».
Играем с книжкой
Во время чтения книги с картинками можно поиграть в следующую игру. Откройте книгу на одной из страниц и загадайте что-либо. Скажите ребенку: «Я вижу что-то желтое. Оно большое. У него нет ручек». Ребенок будет глазами стараться отыскать этот предмет. Потом можно поменяться ролями.
Придумай рифму
Объясните малышу, что такое рифма, приведите несколько примеров. Теперь называйте слово ребенку, а он должен найти ему несколько рифм. Например: мишка – шишка, книжка, мартышка, шалунишка. В эту игру удобно играть на прогулке, по дороге в детский сад, в транспорте, в ожидании очереди.
Загадываем про людей
Смотрим в окно. Придумываем про людей, которых видим внизу,
разнообразные истории.
Клеим коллаж
Газетные или журнальные страницы разрываем на кусочки. Из них выклеиваем цветной коллаж.
Кто дальше дунет
Дуем на пробки от бутылок так, чтобы они отлетели как можно дальше.
Еще быстрее
Суть игры в том, что взрослый подает команды, а потом вместе с ребенком их выполняет.
Например, нужно достать ручкой до головы; достать носиком до ножки; достать ножкой до подушки. И так далее, насколько хватит фантазии и окружающих предметов. Можно придумывать предметы в разных частях комнаты, чтобы до них еще нужно было добежать: достать носиком до шкафа; дотронуться ушком до стола. Вместе выполнять команды веселее.
Равновесие на линии
Два игрока становятся на одну линию в метре друг от друга. Ступня правой ноги впереди, левой - сзади, носком вплотную к пятке правой. Левые руки за спиной. Задача играющих -. ударами ладони правой руки по правой ладони соперника заставить его сойти с места хотя бы одной ногой. Можно выполнять обманные движения, но нельзя касаться никакой части тела соперника, кроме правой ладони, и захватывать кисть его руки.
Зеркало
Данная игра научит ребенка внимательно следить за движениями взрослого и подражать им. Предложите ему быть вашим зеркалом и повторять все ваши действия. Вы поднимаете одну руку – ребёнок тоже, вы топаете двумя ногами – ребенок тоже и так далее.
Шустрое перышко
Поделите комнату на две части: одна половина одного игрока, другая – второго игрока. Возьмите перышко и вместе начинайте дуть, стараясь, чтоб оно не упало на пол. Задача – выдуть перышко на половину противника. На чьей стороне перышко упадет, тот и проиграл.
Игрушечный магазин
Это ролевая игра, в которой «продавец» предлагает «покупателю» игрушки. Игрушки в этом магазине покупают не за деньги, а за отгадку. «Покупку» нельзя называть, а надо описывать. Например: «Он круглый, зеленый, весело скачет, мы играли с ним в футбол... В нее загружу я песок, она повезет его на стройку дома… У нее красивое платье и длинные волосы, я буду делать ей прически». Важно меняться ролями с ребенком. Пусть он побудет в роли покупателя, объясняя свое желание. Игра развивает речь малыша.
Птицы летают высоко
Игроки барабанят пальцами по краю стола. Каждый по очереди называет какое-нибудь животное. Если оно летает - все поднимают руки вверх, если не летает - продолжают барабанить.
Угадываем звуки
Один игрок закрывает глаза и пытается отгадать, кто из других игроков только что храпел, бурчал или мяукал.
Нарисованный мир
Лучший способ отвлечься – отправиться в путешествие. Берем старые обои, рулон бумаги или пергамент для выпечки и раскатываем длинную дорожку. Рисуем дороги, автобаны, порт, магазин, парковку, ферму, луга, кафешки и космодромы. Добавляем пластиковые деревья, животных из киндеров, машинки, поезда, семечки в магазин, сок в кафетерии и так далее. И все, отправляемся играть!
Докатить без рук
Встать на четвереньки и положить мяч перед собой. А теперь попробуем, кто быстрее докатит до финиша мяч лбом, носом, локтем, коленкой и так далее.
Охотник за змеей
Потребуется веревка. Один игрок держит конец веревки, садится на корточки и двигает ею из стороны в сторону (это змея). Другой участник пытается поймать змею, наступив на нее ногой. Когда хищница поймана, игроки меняются местами. Далее можно ловить змею другой ногой или руками. А потом змея решила уползти. Она быстро ползает по комнате, а охотник пытается ее нагнать и наступить.
Черепашьи гонки
- Становимся на четвереньки, кладем на спину подушку. А теперь – на старт. Стараемся дойти до финиша, чтобы панцирь не упал.
- Участники игры соревнуются, кто быстрее до финиша добежит на четвереньках головой назад.
Кто первый
К спинке стула привязывают две ленточки. Одну оттягивают влево, другую - вправо. Взрослый и ребенок по сигналу начинают закручивать ленты, стараясь это сделать быстрее и сесть на стул. Побеждает тот, кто быстрее закрутит ленточку и сядет на стул.
Крокодил
Взрослый вытягивает вперед руки одна над другой, изображая зубастую пасть, ребенок просовывает руки в «пасть». Крокодил отвлекает играющих, поет песни, притопывает ногами, подпрыгивает и неожиданно смыкает руки – «пасть». Кто попался, становится «крокодилом».
Вместо санок покрывало
Ребенок сидит на покрывале, которое взрослый тащит за край сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее.
Бег на руках
Взрослый держит ребенка за щиколотки, а тот бежит ладонями по земле. Можно устраивать соревнования таких «крокодильчиков».
Пластилиновый человечек
Ребенок «мнет» лицо взрослого, а он его оставляет в той гримасе, которую малыш сделал.
Двадцать палочек
На столе рассыпают двадцать палочек (карандашей, фломастеров). Двое игроков по очереди берут по одной, две или три палочки. Проигрывает тот, кому придется взять последнюю палочку.
Игрушкобол и игрушкомёт
Потребуется много-много небольшого размера мягких игрушек. Их нужно разделить поровну между игроками. Теперь каждый берет свою кучу мягких друзей и садится в свой конец комнаты. По сигналу игроки хватают одну из своих игрушек и швыряют в соперника. Далее - в том же духе. Выигрывает тот, кто избавится от всех своих игрушек. Наигравшись, можно устроить «игрушкомет»: по очереди кидать разбросанные игрушки в специально предназначенную для их хранения коробку.
Настольный хоккей
Поставьте на стол поднос или картонную коробку от конфет (это будет хоккейное поле, углы – ворота). Дайте ребенку горошину (мяч) и трубочку-соломинку от пакета с соком (клюшка). Пусть малыш поиграет в хоккей, пока вы занимаетесь делами. Эта простая игра тренирует ловкость и координацию движений.
Подиум
В эту игру любят играть все без исключения. Главные реквизиты – шарфы, шапки, халаты, простыни… В общем, всё, что не жалко использовать для игры. Каждый из участников придумывает свой образ, выбирает вещи из реквизита и выходит на импровизированный подиум. Можно включить весёлую музыку, чтобы показ мод прошёл бодрее.
Что делали игрушки дома без тебя?
Посадите на диван разные игрушки: мишку, зайчика, куклу, лошадку, собачку, кошку и других. Взрослый говорит: «Игрушки не умеют говорить, но хотят тебе показать, что делали дома без тебя. Ты хочешь узнать? Игрушки будут показывать, а ты попробуй угадать». «Что мы делали, не скажем, но с удовольствием покажем», - игрушки прыгают, кувыркаются, пляшут, спят, листают книгу и так далее. Малыш отгадывает.
Подготовила Ирина Данилова, г. Архангельск
Здесь можно подписаться на газету Завалинка