Фото pixabay.com
Любовно-дружеские отношения
После расставания с первым мужем, который за один год вымотал всю душу, измучил и морально, и физически, Тамара осталась одна. Нет, это не совсем правильно, потому что рядом была мама, которая пласталась на разных работах, изо всех сил стараясь поставить на ноги младших Тамариных братьев, и ей мало чем могла помочь. Поэтому, пожив около мамы всего три месяца, Тамара твердо сказала себе: «Пора свой хлеб зарабатывать!» Но сказать – это одно, а сделать – другое, ведь на руках у нее был малыш, и в первую очередь надо было что-то решать с ним. Решение это пришло само собой, когда она устроила сыночка в ясельки, а сама - на работу в детский сад. Если сегодняшним молодым мамочкам сказать, кем она работала, не поверят, что таким образом можно начать выбираться из трудной жизненной ситуации. Тамара стала работать вечерней и ночной нянечкой, а в придачу к этому еще и сторожем. Двухэтажное здание, шесть групп, на ночь брала туда и своего малыша.Как-то вечером, помыв детей и уложив их спать, она и сама прилегла у раскрытого окна. Времена были благословенные, о решетках на окнах никто и не помышлял, спать с открытым окном первого этажа было нормой.
Но однажды в окне появилась лохматая голова, а затем парень вспрыгнул на подоконник около ее раскладушки, высокий, худой, сначала он ей совсем не понравился.
- Ой, какие девочки здесь работают! – произнес с нескрываемым восхищением.
Тамара поддержала разговор, и вскоре парень, который назвался Володей, уже знал, что у нее есть сыночек. А она узнала, что ему двадцать один год, что три года он с экспедицией отработал на Памире, на леднике Федченко, заработал денег и теперь собирается поступать в медицинский институт. Живет он с мамой в своей квартире, неподалеку от детского сада. Тамаре Володя понравился, да и она его, похоже, очаровала с первого взгляда, потому что, проснувшись утром, она увидела, что лежит вся в цветах, оказалось, что Володя подчистую оборвал близлежащие клумбы. Стали встречаться, а вскоре Володя предложил ей переехать к нему. Тамара согласилась, и между ними начались… нет, не семейные, а любовно-дружеские отношения. Он учился, а Тамара изо всех сил помогала ему, готовила еду, наглаживала его белые халатики, перепечатывала конспекты, рисовала его инфузории-туфельки. Глядя на это время из сегодняшнего далека, Тамара делает вывод: «Половину его института окончила я…»
«Я должен жениться…»
Справедливости ради надо сказать, что Тамара не умаляет его роли и в своей судьбе, потому что именно Володя помог ей поступить в институт. Он был какой-то одержимый и этим ей особенно нравился. Это были годы, пусть порой и полуголодной, но бурной и интересной студенческой жизни. Они все время были вместе. Володя активно занимался комсомольской работой, прекрасно и много фотографировал, оформлял стенды. Вокруг него кружила молодежь, он мог уйти ночевать к тете, друзьям, еще куда-то, и Тамара доверяла ему. Два раза летом он уезжал руководить молодежным стройотрядом. Тамара в это время уже работала в детском саду воспитателем, зарплата была небольшая, а ей мечталось купить пианино. Блажь, наверное, играть-то все равно не умела. Но мечтала. И вот после возвращения из очередного стройотряда он дал ей денег на половину покупки, а вторую половину она оформила в кредит. Так они прожили пять лет. В какой-то момент Тамара приняла решение перебраться в свою квартиру, куда ее прописали родители первого мужа, соседи предупреждали, что иначе она может совсем остаться без крыши над головой. Стали жить у Тамары, но на шестом году жизни, после третьего стройотряда, Тамара почувствовала, что Володя начал отдаляться, он все чаще не приходил ночевать, хотя она продолжала, как верная жена, встречать его, кормить, стирать и, чувствуя, что он все еще любит ее, ни о чем больше не спрашивала.Но однажды он пришел к ней неожиданно, не раздеваясь, прошел на кухню:
- Мне надо тебе чего-то сказать…
- Говори…
- Я должен жениться, я полюбил другую девочку…
Резануло по ушам это его «должен», но Тамара, удержав себя, спросила первое, что пришло в голову:
- Познакомишь?
- Организую встречу…
Девочка оказалась не простой штучкой, ее папа был в их городе большим начальником. Ей не было еще и восемнадцати, а Володя в стройотряде переспал с ней, отсюда и возникло это «должен», а иначе… Но Тамара не хотела соглашаться, она глядела на сына и понимала, что уход Володи разбивает не только ее сердце, он наносит страшную психологическую травму сыну, который, кроме него, и не знал другого отца, Ромке шел седьмой год. Тамара ухватилась за последнюю соломинку. Она узнала адрес этой девочки и решила поговорить с ее родителями. Соседка-портниха, у которой одевались артистки, сшила ей новое платье, она прицепила шиньон, распустила свои роскошные волосы и пошла. Папа с мамой оказались дома, на удивление, внимательно ее выслушали. Еле сдерживая волнение, Тамара сказала:
- Ваша дочь встречается с моим гражданским мужем, он на десять лет ее старше…И мой сын зовет его папой…
Увидев, что Володя и их дочь вошли во двор, они спрятали Тамару в другую комнату, а отец, выглянув в окно, позвал: «Ира, поднимитесь!» Начал задавать вопросы, а Тамара все слышала. Она, не выдержав, вышла и сказала на прощание:
- Я не знаю, стоит он вашей дочери или не стоит, а меня он точно не стоит…
Выбежала на улицу, поймала такси и поехала домой. Увидела, что он едет следом. Вышел, остановил ее:
- Ну зачем ты так?
Ответила по возможности спокойно:
- Ты семь лет на меня плевал, а я только один раз тебе в душу плюнула…
И это был конец истории, так романтично когда-то начавшейся.
Послесловие к любви
Спустя какое-то время до Тамары дошел слух о том, что ее возлюбленного, который уже учился в аспирантуре в Москве., посадили. Оказалось, что во время работы в стройотрядах в Тюмени они с прорабом «химичили» с финансами, вот откуда у него были те деньги. Прошло шесть лет, на календаре был восемьдесят четвертый год, Тамара уже работала в институте в кадрах. И однажды ей приснился он, ее Володя, который когда-то играл в баскетбол и выступал за сборную республики, он был снова в этом образе. А днем позвонила соседка:- Тамарка, ты знаешь, кто у нас сидит?
- Коннов…
- А ты откуда знаешь? – удивилась соседка.
- Он мне сегодня приснился…
Было очень любопытно посмотреть на него. Сорвалась с работы, нашла причину – воды набрать и пошла к соседке. Он поднялся навстречу, протянул гвоздики и попытался обнять. Тамара отстранилась:
- Не надо, меня есть кому обнимать…
Фото pixabay.com
И ушла. Жалела потом, что не захотела поговорить. Соседка утверждала: «Тамарка, ведь он приехал с тобой мириться…» Она же рассказала, что жена его не ждала, вышла замуж, а он сидел хорошо, работал в медпункте. Была женщина из Тюмени, которая возила ему передачки, потом родила ребенка, и с ней он остался.
Спустя годы у Тамары сложилась тяжелая ситуация с квартирой. Она разыскала через знакомых номер его телефона и заказала разговор на пять минут. Ей почему-то казалось, что он, такой толкач, и после тюрьмы встал на ноги, наверняка у него бизнес, а вдруг захочет помочь во имя прошлой любви. Услышав ее голос, он очумел. Попросила:
- Помоги мне…
Ответил:
- Нет… Бизнесом не занимаюсь…
Начал что-то говорить о своих проблемах, о том, что перенес инфаркт… И их разъединили. Перезванивать Тамара не стала. Теперь, когда за плечами солидный возраст, она делает попытки разыскать его через соцсети. Обида, которая точила ее сердце, улеглась. Он часто снится ей, солидный, в костюме, с дипломатом. В этот год, его семидесятилетия, она сказала бы ему: «Мне ничего от тебя не надо, у меня все хорошо, я очень счастлива…» Но, к сожалению, только сны и остались, время смыло все реальные следы.
Фото goodtherapy.org
Валентина Гусева
Здесь можно подписаться на газету Зимняя вишня