Фото pixabay.com
Маме было уже под 80, когда умер папа, и мы забрали ее к себе, в город. Я никак не могла понять, почему мама тяжко вздыхает по вечерам. Ведь рядом дочь, заботливый зять, внуки, в квартире тепло, не надо ходить к колодцу по воду, не надо носить дрова с улицы, чтобы затопить печь. А мама все сетовала, вот, мол, если бы земля рядом была...
Не думали мы с мужем строить дом, но, глядя на маму, решили взять участок под строительство в ипотеку. Осенью мама заставила нас нанять трактор и вспахать землю. С конца зимы в квартире появились горшочки, плошки, поддончики с землей. В апреле окна напоминали райские кущи, там все было в зелени.
Мама отделила нам положенные по плану сотки под будущий дом, а на оставшейся земле развернула бурную деятельность. Сначала я пробовала сопротивляться: все-таки мы люди работающие и ездить за город практически каждый вечер, а на выходные бывать там с раннего утра и дотемна тяжеловато, но муж обнял меня и сказал, что это самое малое, что мы можем дать маме, и пусть она радуется, пока есть желание и возможность. Поскольку бывали на участке постоянно, то и домик построили как-то быстро, своими силами, благо дети уже выросли да помогли. Переселились туда с удовольствием, место было уже обжитым и радовало глаз.
В итоге мама дожила до 88 лет, землю нам подняла и сделала ее настоящим раем, с садом, с кустами калины, смородины, с огромными грядками клубники и зарослями малины, с цветами разными-разными. Мама «подружила» нас со всеми соседями, потому что у нее урожая было столько, что помидоров, огурцов, свеклы, морковки и разнообразной зелени хватало на всю округу. Никогда она не выкидывала лишнюю рассаду или слишком разросшиеся цветы – по всем участкам теперь цветут ее пионы, хризантемы и барвинок.
Прошло уже семь лет, как мама ушла, но я до сих пор ощущаю ее присутствие в доме и знаю, что она оберегает нас всех. В саду белым цветом весной плачет вишня, посаженная мамой в последний год жизни. Две калины, которые она привезла из деревни и посадила около калитки, приветливо касаются руки, и мне все кажется, что это мамины руки дотрагиваются до меня, каждый раз я прислоняюсь к листьям и вижу мамино лицо перед собой. И соседи нет-нет да и скажут: «Как же не хватает нам вашей мамы, с ней жилось здесь совсем по-другому». И я думаю, что это настоящая память о ней, и она ее заслужила добром, которое делала людям.
Мария Плужная
Здесь можно подписаться на газету Дачная