Фото: pixabay.com
Двадцать долгих лет прошло, как ушла Вера из дома свекрови, но стоит ей на миг закрыть глаза, как память все возвращает назад. Смешную, смущенную девчонку привел Виталий в дом. Будущая свекровь только губы поджала:
- Нищету общежитскую приволок, девок лучше не было?
- Мама, я привел жену, не ругай нас, так получилось, – защищался Виталий.
Стали жить. Вера крутилась волчком, но угодить свекрови было сложно. Вечером ноги отказывались нести ее домой. Да и Виталию стала надоедать эта гражданская война между женой и его матерью.
Квартира у свекрови была четырехкомнатной, вот и пустила она четырех девчонок-заочниц из пединститута на квартиру. Вера поняла сразу, что это ей, невестке, в отместку. А Виталий повеселел и вечерами стал пропадать в комнате у квартиранток. Вера к тому времени забеременела. Ее измучил сильный токсикоз, она похудела, побледнела и ушла в себя. Никому дела не было до ее положения, состояния. На работе перевели ее на легкий труд. Этот труд «легкий» был в столовой, где Вера чистила лук, картошку, мыла посуду. Повариха тетя Люба пожалела девчонку, старалась лишний раз ее работой не нагружать и подсовывала ей лучший кусок. И Вера всей душой привязалась к тете Любе. А дома Вере становилось все хуже и хуже. Наглые девчонки-квартирантки, особенно вертлявая Настя, издевались над ней, а свекровь хохотала вместе с ними, передразнивая невестку. Виталя перестал ночевать дома, куда-то исчезал, вместе с ним исчезала Настя. Свекровь так и заявила Вере:
- Тебе в нашем доме что надо? Ты нам никто! Убирайся подальше, голь перекатная.
Вера помнит, как звенело в ушах, как стучало сердце. Сдерживая слезы, она, хлопнув дверью, ушла. А куда идти? Ни родни, ни друзей. Ноги сами принесли ее к тете Любе. Та оставила девчонку, такую глупую и беззащитную, у себя. Из роддома забирал Веру Петя, сын тети Любы. Так Вера с дочкой Любашей осталась жить у поварихи. Виталий даже не искал ее. А Вера не стала сообщать ему, что родила дочь. Назвала девочку в честь своей благодетельницы…
Любочке исполнилось три года, Вера устроила ее в садик, а сама вышла на работу. Вскоре ее выбрали бригадиром, она окончила институт, стала прорабом, на работе им с дочкой выделили двухкомнатную квартиру. Вера вышла замуж за Петю. У них родился сынок Коленька. Старая жизнь осталась в прошлом. Петя был добрым, как мать, и души не чаял в Верочке. Так и прошли двадцать лет. Любочка вышла замуж, Николаша ушел в армию. Тетя Люба уже пенсионерка, все лето пропадает на даче.
Однажды в супермаркете, куда Вера зашла за продуктами, она вдруг услышала крик:
- Женщине плохо!
Кинулась туда и увидела свою бывшую свекровь. Женщина была бледная и очень постаревшая, она сидела на мешке с луком, кто-то вызвал скорую помощь. Вера поехала в больницу со свекровью. Та узнала Веру, попросила взять ключи и присматривать за квартирой, там остались три кошки, да и цветы надо поливать.
– А где же ваш сын? - спросила Вера.
– Нет Виталия! Разбился на машине вместе с Настей.
Вера с Любашей стали ухаживать за пожилой женщиной, а когда ее выписали, то Любаша с мужем и дочкой поселились у нее. Вера не переставала удивляться тому, как изменилась эта женщина, от прежней властной домоправительницы и следа не осталось. Несколько раз она просила прощения у Веры. Благодарила ее за Любашу и за свою устроенную старость: из дома сбежало одиночество, рядом были дорогие, родные люди. Видно, простил добрый Бог за грехи прежние, коли утолил ее одиночество, а может, Виталик, дорогой сын, вымолил все это у Всевышнего.
Елена Анатольевна Дуденкова, г. Троицк, Челябинская область
Здесь можно подписаться на газету Завалинка