Верины правила: как жить, если приходится ухаживать за парализованной мамой

5620
5 минут
Верины правила: как жить, если приходится ухаживать за парализованной мамой Фото pixabay.com
Господь доверил крест нести
Мы сидим в маленькой кухоньке, плотно прикрыв двери. «Не хочу, чтобы мама слышала, как я плачу. Она потом беспокойно спать будет, я уже заметила», – говорит Вера. И, вытерев слезы, рассказывает, какая ей досталась доля. Я думаю про себя – очень тяжелая, но ведь живет, живет же она с этой ношей! Представьте, как трудно ухаживать за родным, близким человеком, если этот человек – твоя мать! Лежачая, прикованная к постели, парализованная. Вера – моя бывшая коллега. За эти годы, пока она около матери, у нее выучились дети, у них родились внуки. Муж не выдержал постоянного Вериного отсутствия, и они развелись. А мама – ничего, лежит. Не ходит, не встает, не говорит, только смотрит. Понимает ли она дочь? То, как ей тяжело? Конечно, Анне Степановне тоже трудно, она, поди, не рада такому существованию. Но Вере, думаю, куда сложнее.

Делать то, что должно, и просто жить
Вытерев слезы, уже успокоившись, Вера рассказывает, как она себя перестраивала, какие для себя установила правила. «Сначала я со слезами кричала: «Да за что?! За какие грехи такое мне наказание?..». Измучила сама себя этими вопросами, но такой «разбор полетов» с «почему» и «зачем» не помогал, а только заставлял еще сильнее жалеть себя. И однажды, видать, иссякли на это силы. Я решила, что надо перестать в эту трагедию погружаться и нужно просто жить. Ну, ты тоже помнишь: делай, что должно, и пусть будет, как будет… И такое переключение окрасило мою жизнь из одного черного цвета в двухцветье: серый и зеленый. Лето стояло как раз. Я стала для себя какое-то время выделять, занялась цветами на подоконнике. Перестала рыться в справочниках медицинских, на сайтах, чтобы хоть как-то помочь маме, найти зацепочку. Поняла – это уже невозможно.

Беда не приходит одна
Тяжело было с мужем. Всегда так в жизни: одно к одному. У нас уже были трудности, если честно. Как только он стал вахтовать, уезжал подолгу работать, мы отдалились друг от друга. Было потом ощущение, что болезнь моей матери он принял как оправдание своего охлаждения ко мне. Сейчас-то я уже ни о чем не жалею, понимаю, что насильно привязать к себе человека невозможно. Но обида есть, осталась. Но, повторю, нельзя заставить жить вместе, нельзя! Ох, как я тогда ревела! Опять мучал тот же вопрос: за что?! Да просто так сложилась жизнь!.. Ничего нового не придумаешь, так я решила, наши предки говорили правильно: все, что ни делается, все к лучшему.

Никто своего срока не ведает
Да, мне многие говорили, что маму надо сдать в дом инвалидов. Какое противное слово: «сдать»! Но я не смогла, очень хлопотная эта процедура, да и не заслужила она такого к себе отношения. Конечно, поначалу я обливалась холодным потом от мысли, что мать умрет. Сейчас думаю об этом спокойно: все там будем. Только срока своего никто не знает.

Не надо мучить лечением
Я вижу, что мать тоже устала от такой жизни. Она еще больше, чем я, устала! Каково это – лежать днями, ночами, лежать месяц, год, два… ты можешь себе представить?! Однажды приходила на вызов врач, ей лет около тридцати. Ее слова сначала мне бесчеловечными показались, а потом я поняла, как она права. Иногда такой хладнокровный взгляд со стороны помогает осознать реальность, принять неизбежное. Она сказала: «Часто наблюдаю, как бьются близкие, стараясь продлить жизнь родному человеку. Просят капельницы назначить, уколы, массаж, хорошее лечение, одним словом. Но зачем мучить безнадежного уже человека? Со стороны тех, кто рядом, кто ухаживает, – это, простите, эгоизм. Хотя они вроде бы с благими намерениями «лишь бы он пожил подольше». Зачем мучить и его, и себя лечением? Пусть человек просто живет, как живет, вернее лежит. Любые процедуры для вашей матери не только малоэффективны, но еще и мучительны. Вот если б матушка ваша могла говорить, она бы вас умолять стала: «Не надо!» Вам надо принять это ее безголосое решение. Каждый человек имеет право на отказ».

Да, врач права: ведь сначала к матери и массаж приходили делать, после которого у матери слезинки текли из глаз, а лучше ей не становилось. А как уколы делали, как бледнело ее изможденное лицо! Как попадали в вену!.. Но ничего в лучшую сторону не менялось. Потому-то горькую, но правду сказала мне тогда врач».

Все Господь дает по силам
Чувствую, как полегчало от этого разговора Вере. Говорю: «Я восхищаюсь тобой, тебе надо памятник поставить!» Она отмахивается: «Да за что? Просто живу. Ну, крест такой мне Господь выдал. Значит, доверяет». Но ведь, согласитесь, не каждая сможет так, как Вера. Потому и молю Господа: помоги ей, Боже, облегчи жизнь, дай сил и терпения. А мужество у нее есть. И она заслуживает восхищения.

Верины правила
Не сама проблема делает человека несчастным, а то, как он к ней относится.
Самый плохой помощник, когда ты ухаживаешь за близким, твое отчаяние и ропот.
Фальшивый позитив очень вредит больному. Надо его избегать.
Ухаживая за родным человеком, нужно убрать ужас из глаз.
Никогда нельзя врать больному – фальшь он чувствует, и это приносит больше боли, чем физическая немощь.
Человек иногда устает от жизни, устает от себя, от лечения. И это надо принять и понять.
Всегда надо делать что должно, и пусть будет, что будет.
Господь все дает по силам. Если тебя он выбрал, дал крест – значит, доверяет. Это доверие надо ценить.

Н. Дмитриева

Здесь можно подписаться на газету Пенсионерочка



Читайте также

Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и браузера; время, проведённое на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта.